Предисловие
Авторский коллектив кафедры "Экономическая теория" МГТУ им. Н. Э. Баумана благодарит всех, кто проявил интерес к нашей книге.
В новом издании учтены экономические преобразования, которые возникли в последнее время и которые прямо или косвенно отразились на основных экономических показателях, лежащих в основе экономических процессов. Авторы учебника постарались учесть изменения требований к преподаванию экономической науки в российской высшей школе. Эти требования предполагают такое изложение экономической теории, которое способствовало бы формированию грамотного специалиста с целостным представлением о предмете экономической науки, методах постижения экономических законов и свойствах экономического анализа.
В учебнике доработаны и по-новому отражены перемены, возникшие в нашей жизни из-за негативных явлений, связанных с последствиями экономического кризиса 2008—2009 годов. Более подробно проанализирован ряд экономических преобразований международного масштаба из-за событий в регионах, экономика которых понесла определенные потери и способствовав изменению экономических приоритетов. Это привело к тому, что в книге значительно расширился диапазон представленного материала по сравнению с другими аналогичными изданиями. Вместе с тем, ОГЛАВЛЕНИЕ учебника полностью соответствует требованиям высшей школы на основе последнего поколения образовательного стандарта РФ.
Курс экономической теории, представленный в учебнике, сохранил структуру и логику изложения, уже продемонстрировавшую свою эффективность. Так, общие вопросы предмета и метода курса "Экономическая теория", закономерности экономической организации общества представлены в первом разделе книги. Второй раздел посвящен микроэкономическим процессам, связанным с поведением отдельных экономических субъектов, их взаимодействию на рынках, формированию цен на производимые товары и услуги, а также факторам производства. В этом же разделе рассматриваются такие категории, как цена конкретного продукта или услуги, численность работников предприятия, доход фирмы, работника или семьи и т.д. Основой третьего раздела является макроэкономический подход, связанный с анализом функционирования национального хозяйства в целом.
Анализируются такие показатели как национальный доход, национальное богатство, валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), инфляция, безработица и т.д. Четвертый раздел представлен анализом общих экономических проблем нашей цивилизации. Здесь учитываются новые экономические преобразования, связанные с изменениями, возникшими в последнее время. Эти изменения представляют угрозу устойчивому развитию человечества. Потому особое внимание в этой части учебника уделено исследованию состояния нашей цивилизации, связанного как с экономическими изменениями внутри отдельных стран, так и с глобальными проблемами человечества в целом. Последний, пятый раздел, посвящен истории экономической науки, от ее зарождения до работ современных представителей экономических школ.
Многие главы учебника сопровождаются контрольными вопросами и заданиями, темами для написания рефератов и выполнения контрольных работ, а также списком рекомендуемой литературы.
Данный учебник является коллективным творчеством людей, объединенных общей задачей. Это позволило авторскому коллективу проявить согласованность и единство в отношении основных теоретических и методологических принципов экономической науки.
В результате изучения учебника студенты должны:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ предмета современной экономической науки;
• как взаимодействуют экономическая теория и экономическая политика;
• в чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы хозяйства;
• на построение какой экономической системы направлены реформы, проводимые в России;
• особенности действия законов спроса и предложения на конкурентном рынке;
• механизм функционирования предприятий в условиях рыночной экономики.
• каковы отличия макроэкономики от микроэкономики;
• в чем состоит значение системы национальных счетов;
• каковы условия макроэкономического равновесия;
• с чем связана необходимость государственного финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;
• какие модели государственного финансового и денежно-кредитного регулирования экономики используются в современной экономике;
уметь
• проводить анализ альтернативных вариантов экономического поведения различных субъектов рыночной экономики;
• оценивать конкурентную среду отрасли;
• определять границы замещения труда другими факторами производства в условиях научно-технического прогресса;
• оценивать экономические и социальные условия предпринимательской деятельности;
• находить новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идеи;
• разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);
• понимать основные мотивы и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;
• оценивать роль финансовых рынков и институтов;
• определять границы государственного финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;
владеть
• методами исследования экономических процессов;
• методами построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей;
• методами количественного и качественного анализа поведения потребителей и формирования спроса на товары и услуги;
• методами оценки инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
• методами стимулирования малого бизнеса за рубежом и в России;
• методами оценки предпринимательских рисков;
• методами оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
• методами государственного регулирования экономики па разных уровнях государственной власти.