Предисловие

Экономическая история – это учебная дисциплина, которая входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров экономических вузов и факультетов. Она в ряду других дисциплин историко-гуманитарного цикла закладывает теоретический и методический фундамент культуры мышления студентов, основанной на знании наследия прошлого, понимании историзма экономических категорий и мер экономической политики, социального и культурного контекста экономических процессов и экономической науки.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина "Экономическая история" обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра. Знание экономической истории является необходимым для экономиста с университетским образованием.

Предметом экономической истории является история хозяйства в контексте многообразных факторов – от географической среды, динамики народонаселения и обеспеченности естественными ресурсами до влияния политических событий, ментальностей, технических изобретений, идеологий.

После изучения дисциплины "Экономическая история" бакалавр должен:

знать

– основные подходы к типологии стадий развития и систем хозяйства, формаций и цивилизаций в периодизациях всемирной экономической истории;

– факторы, способствовавшие возвышению стран-лидеров в мировой экономике на протяжении истории;

– предпосылки и особенности смещения мировых центров с Востока на Запад, перехода к современному экономическому росту в странах-лидерах;

– своеобразие и основные факторы экономической отсталости, динамики стран догоняющего и периферийного экономического развития на протяжении истории;

– главные хозяйственные "революции", структурные и институциональные сдвиги в экономической истории, их соотношение с территориальной экспансией, мировыми религиями, политическими революциями, научным и техническим прогрессом;

– исторические корни и особенности формирования в разных странах современных рыночных институтов;

– сравнительные особенности и последствия государственного вмешательства в экономику на протяжении истории;

– хронологию и значение наиболее масштабных экономических реформ в истории России и других стран;

– хронологию и последствия главных кризисов в истории мирового капиталистического хозяйства;

уметь

разбираться в специфике влияния различных факторов на экономическое развитие мира в целом, отдельных государств и регионов;

– использовать для иллюстрации географическую карту в характеристике долгосрочных процессов в мировой экономике, имеющих территориальные аспекты;

– раскрывать причины экономического возвышения и упадка отдельных государств и регионов на протяжении истории;

– соотносить конкретные явления, процессы и институты с крупномасштабными хозяйственными сдвигами и реформами;

– приводить исторические аналоги современных экономических проблем;

владеть

кругом понятий, необходимых для сравнительного историкоэкономического анализа с выделением типичного и своеобразного;

– навыками сопоставления стран, цивилизаций, эпох по структуре секторов и отраслей, набору институтов, экономическим достижениям, инновациям и проблемам роста.

Учебник излагает авторскую концепцию, основанную на многолетнем опыте преподавания дисциплины "Экономическая история" в НИУ ВШЭ и на критическом анализе многообразия подходов к периодизации всемирной истории, выдвинутых западной и российской научной мыслью в XIX–XX вв. и в начале XX в. Обзору этих подходов, во многом противоречащих друг другу, но во многом и взаимодополняющих, посвящена глава 1, одновременно вводящая большую часть используемого в книге понятийного аппарата. Считая нормальным существование альтернативных периодизаций всемирной истории, автор указал прежде всего сильные стороны каждой из них, при этом не скрывая дискуссионных "углов". Основной материал учебника изложен таким обра зом, чтобы дать студенту возможность самостоятельного вдумчивого сопоставления различных подходов.

Опираясь на работы представителей различных научных школ, в особенности зачинателей и последователей школы мир-системного анализа (MCA), автор структурировал материал учебника в соответствии со следующей периодизацией всемирной экономической истории.

1. Длительный процесс возникновения мировой экономики или развития первичной Мир-системы, которая в "долгом" XVI в. благодаря Великим географическим открытиям, накоплению капитала в Западной Европе и формированию центропериферического международного разделения труда трансформировалась в современную капиталистическую мир-систему (часть 1).

2. Глобальная экспансия капиталистической мир-системы, с поглощением либо подчинением восточных мир-империй, прорывом стран мир-системного центра (МСЦ) в индустриальную цивилизацию, к современному экономическому росту, и соперничеством великих экономических и политических держав Запада за гегемонию в мир-системе (часть 2).

3. Дезинтеграция мировой экономики в "сжатом" XX в. вследствие глобального экономического и военного кризиса; возникновение лагеря социализма и сто противостояние Западу; переход гегемонии капиталистической мир-системы к США; преобразование расширившегося МСЦ в различные модели "государства благосостояния" (часть 3).

4. Глобальная реинтеграция капиталистической мир-системы после структурных кризисов; постиндустриальная трансформация МСЦ и формирование полупериферийной зоны промышленного Востока; кризис и распад "лагеря социализма", рыночная трансформация его бывших стран и их возвращение на периферию и полупериферию капиталистической мир-системы; экстерриториализация мировых экономических потоков и новые экономические кризисы (часть 4).

Учебник не требует от бакалавра-экономиста каких-либо предварительных знаний по всеобщей и отечественной истории. Но предполагается, что студент должен самостоятельно поработать с географическими картами и справочными источниками, научиться грамотно использовать их. Впервые вводимые и используемые в дальнейшем изложении понятия, даты и топонимы выделяются жирным шрифтом, наиболее важные моменты в материале каждой главы – курсивом.