Предисловие

Дисциплина "Регионоведение" получает в последние годы все более широкое распространение в высших учебных заведениях Российской Федерации. Она является обязательной не только для бакалавров, обучающихся по специальностям (направлениям) "Регионоведение" и "Туризм", но в качестве дисциплины по выбору преподается студентам (бакалаврам, магистрам и специалистам) многих других специальностей и направлений – "Государственное и муниципальное управление", "Экономика", "Социология", "Политология", "География". "Экономическая география России" – традиционная дисциплина для студентов-географов.

Актуальность изучения дисциплины определяется тем, что в настоящее время каждый специалист в области общественных наук должен понимать существующие региональные социально-экономические различия как в глобальном масштабе, так и в пределах своей страны – России. Последнее особенно важно, так как без знания и понимания различий между разными частями территории России невозможно прогнозировать социально-экономическое развитие и управлять им, анализировать современную ситуацию и разрабатывать реалистичные программы ее оптимизации как в масштабах всей страны, так и ее отдельных регионов, муниципальных образований, предприятий. Поэтому знание основ экономической географии и прикладного регио- новедения России важно для всех людей, интересующихся общественным развитием страны. Материал пособия может также использоваться при изучении курсов "Региональная экономика" и "Регионалистика".

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

объект, предмет и задачи курса "Прикладное регионоведение России";

• историю развития и современную структуру региональных социально-экономических наук;

• особенности территориального развития России и ее геополитическое положение в современном мире;

• основные регионы, обеспечивающие внешнеэкономические связи Российской Федерации в настоящее время;

• основные показатели и особенности учета населения в России;

• различия этнического и конфессионального состава населения в разных частях страны;

• главные промышленные центры современной России;

• регионы, вносящие основной вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны в настоящее время;

• особенности современного административно-территориального деления Российской Федерации;

• главные экономические центры федеральных округов страны;

• типы региональных программ социально-экономического развития, действующие в современной России;

• зарубежные региональные программы развития, имевшие максимальный позитивный социально-экономический эффект;

уметь

• выделять регионы разного уровня, имеющие органы управления и хозяйствования;

• выявлять особенности российской региональной политики;

• различать природные предпосылки, имеющие главное значение для социально-экономического развития регионов в прошлом, в настоящее время и в перспективе;

• выделять регионы России с наиболее сложной экологической ситуацией;

• выявлять влияние половозрастного состава на естественное движение населения;

• определять диспропорции в размещении населения по территории страны;

• определять проблемы и перспективы развития отраслей и видов экономической деятельности на региональном и национальном уровнях;

• выявлять региональные особенности отраслей и видов экономической деятельности;

• выявлять основные социально-экономические проблемы регионов России;

• выделять федеральные округа, вносящие основной вклад в развитие экономики страны в настоящее время;

• определять сферы социально-экономического развития, не охваченные действующими региональными программами социально-экономического развития;

• выделять наиболее и наименее инвестиционно привлекательные регионы страны;

владеть

• навыками определения основных направлений региональной политики в разных частях России;

• выделения теоретических закономерностей и факторов регионального развития в современных российских условиях;

• комплексной оценки территориальных факторов социально-экономического развития регионов России;

• разработки демографических прогнозов;

• определения остроты основных социальных проблем в регионах России;

• навыками выделения ведущих отраслей и видов экономической деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, сфере услуг;

• определения отраслей экономической специализации регионов страны;

• определения основных достоинств и недостатков, влияющих на имидж регионов России.

Источником статистической информации являются официальные издания Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации последних лет, а также ежегодные доклады Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации". В приложении представлены задания для практической самостоятельной работы и статистические материалы для их выполнения. В учебном пособии обобщен опыт преподавательской и научно-практической работы автора на протяжении более 20 лет в ведущих московских НИИ и вузах (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук и др.). Параграфы 3.2.2 и 3.4 написаны в соавторстве с А. В. Обыграйкиным, параграф 6.1 – в соавторстве с В. Д. Карасаевой.