Предисловие

Учебник "Дошкольная педагогика: основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых" ориентирован на решение следующих задач профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогики:

– в области общекультурной компетенции: обладать способностью к пониманию значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, понимать их взаимосвязь с принципами интерактивного общения и взаимодействия;

– в области профессиональной компетенции: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности и формированию обратной связи со всеми участниками образовательного процесса.

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности, которые формируются в процессе изучения дисциплины, связаны со следующими действиями студентов:

– демонстрировать способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности;

– обладать готовностью к применению современных методик и технологий, в том числе на основе использования интерактивных технологий общения и обучения;

– организовывать сотрудничество воспитанников, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, творческие способности;

– использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов детской деятельности, проектировать ее как интерактивную среду и создавать условия для включения детей и родителей в ее изменение и развитие.

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности связаны со способностями студентов разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, ориентированные на социально-личностное и духовно-нравственное воспитание детей, используя современные интерактивные средства и технологии.

Профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности – с готовностью будущих бакалавров педагогики использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области организации разных форм образовательной деятельности с детьми на основе интерактивных форм и методов взаимодействия.

ОГЛАВЛЕНИЕ перечисленных компетенций рассматривается в контексте современных тенденций в развитии системы дошкольного образования, в частности, федеральных государственных требований к структуре и содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования, учитывает принципы комплексно-тематического планирования образовательного процесса и интеграции образовательных областей, гибкости и интерактивности предметно-развивающей и образовательной среды группы и дошкольного образовательного учреждения, развития инновационных форм дошкольного образования. В этом заключаются особенности данного учебника по сравнению с другими учебниками в данной области. Кроме того, он предусматривает формирование междисциплинарных связей между дошкольной педагогикой, частными методиками дошкольного образования и управлением дошкольным образованием, т.е. комплексно решает задачи профессиональной подготовки будущих бакалавров в области дошкольного образования.

Учебник будет интересен не только студентам и преподавателям вузов, но и старшим воспитателям и руководителям дошкольных образовательных организаций. Поэтому учебный материал и практические задания ориентированы на современные федеральные государственные требования к структуре образовательной программы детского сада (ФГТ) и формирование ее преемственности с образовательной программой начальной школы, с ориентацией на федеральный образовательный стандарт начального школьного образования (ФГОС). Это объясняет манеру изложения материала в учебнике – она изменяется по мере перехода осмысления теории к практике, вовлекая читателя в диалог и активизируя его аналитические, прогностические и рефлексивные, организационно-проектировочные и творческие способности. Для этого широко используется система вопросов и творческих заданий. Одни из них предваряют собой изложение, чтобы актуализировать имеющиеся знания, другие направлены на самостоятельное иллюстрирование положений, осуществление самоконтроля и др. Часть вопросов и заданий предназначена для углубленной теоретической проработки информации, а другая рассчитана на апробацию материала и внедрение в практику.