Предисловие
Данный курс лекций содержит размышления философа истории и политики об одном извечном идеале человечества – о наилучшем устройстве общественной жизни, основанном на свободе, равенстве и справедливости во имя всеобщего счастья людей, и о том, как этот идеал рождался, видоизменялся и эволюционировал по мере развития человечества. В качестве автора лекций назван только один человек, но соавторами его по праву могут считаться все выдающиеся теоретики демократии всех времён, взгляды которых на проблему с ученическим почтением обобщённо будут изложены авторам в этом курсе.
Есть ценности жизни, которые являются общими и непреходящими на всём протяжении существования человечества. Главными из них всегда были и останутся достойная жизнь, свобода, равенства, справедливость, достоинство, концентрированным выражением которых выступают права человека, демократия и верховенство закона. В первом случае акцент делается на цели и стремления человека, во втором – на условия, когда эти цели могут стать реальностью.
Поскольку эти проблемы волновали людей во все времена и они находились в центре внимания мыслителей всех времён и народов, нам необходимо вновь и вновь вернуться к оценкам данных явлений. В современной научной литературе утвердилась практика, когда исследователи тех или иных проблем аргументируют свои выводы ссылками на своих современников и на недавних предшественников. Основоположники, первооткрыватели, инициаторы постановки проблем, давшие первые объяснения общественным явлениям, при этом иногда остаются вне их поля: зрения. В лучшем случае ограничиваются воспроизведением нескольких цитат из их работ. А как первопроходцы и зачинатели аргументировали свои выводы, на чём эти выводы основывались и чем детерминировались – порою читатель остается в неведении.
Мы постараемся избежать этой практики и попытаемся рассмотреть феномен демократии глазами выдающихся мыслителей человечества. При этом будем руководствоваться известной формулой, согласно которой "с чего начинается история, с того должен начинаться и ход мыслей".
История богата славными именами как теоретиков, так и борцов за демократию. Мы покажем более или менее концептуально вклад в теорию и практику демократии самых выдающихся философов-мыслителей и правоведов как древности (Сократа, Платана, Аристотеля, Фрасимаха, Цицерона, Гая), средних веков (Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Ж. Бодена, Н. Макиавелли), так и нового времени (Дж. Харрингтона, Д. Милтона., А Сидни, Т. Гоббса, Д. Локка, С. Пуфендорфа, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Бурдамаки, Ж.Ж. Руссо, Т. Пейна, Д. Адамса, Т Джефферсона, Д. Мэдисона, И. Канта, К. Маркса и др.). К сожалению, демократические воззрения некоторых из них, оказавшие огромное влияние на становление первой демократической федеративной республики в мире (США), почему-то незаслуженно оказались забытыми в XXI веке. Речь прежде всего идёт о политических трактатах Дж. Харрингтона, Дж. Мильтона, А. Сидни, Т. Пейна и некоторых других.
Мы рассмотрим демократию как универсальную ценность не только в плане её общечеловеческой значимости, но и всеохватываемости. Традиционно демократия понимается, главным образом, как форма государственного устройства, как форма политической власти. Однако это ограниченное, узкое понимание демократии, в лучшем случае применимое к её политическому аспекту В данной работе она рассматривается как оптимальная форма организации и функционирования всей человеческой жизни. Форм и проявлений власти множество – начиная с власти природы, родительской власти, власти знаний и авторитета, власти силы и тд. Автор исходит из того, что везде, где есть власть, существуют также субъекты этой власти, способы и методы её реализации, преследуются определённые цели. При демократии власть и властные отношения всегда и везде должны строиться и осуществляться максимально корректно, на основе равноправия и выгоды всех сторон этих отношений, быть подчинены достижению всеобщего блага и постепенному совершенствованию общественных отношений, вести к усилению гармонии в социумах и их прогрессу
Невозможно говорить о демократии и получить полное представление о ней без учёта того, какое влияние на теорию и практику демократии оказали и продолжают оказывать мировые религии. Почти все мыслители Средневековья: и Нового времени делали свои выводы об отношениях общества и государства, человека и власти со ссылками на "Священные писания". И это было неслучайно. В канонах веры нашли своё отражение некоторые нормы законов природы и народов, часть из них стали нормами обычного права и воспринимаются людьми как не подлежащие сомнению. По этой причине и автор не мог оставить их без внимания, чем и объясняется множество ссылок в работе на эти документы. Но мы не принимаем их на веру как абсолютные истины. Единственным критерием истины для нас является практика, то, насколько она возвышает статус членов обществ и граждан государств, делает их действительными творцами и участниками своей жизни.
Люди часто понимают демократию, свободу, равенство, справедливость и счастье неодинаково. Счастье является мечтой и путеводной звездой любого индивида, а демократия – оптимальной формой организации жизни, к которой стремится любой социум. Но что значит быть счастливым? Каждый ответит на этот вопрос по-своему, выделяя какие-то особые аспекты жизни. Что значит стремиться к демократии, любить демократию, защищать демократию, быть поборником демократии и когда общественное устройство можно считать демократическим? Большинство людей сводят демократию к лучшей форме правления. Но лучшей из каких форм правления: из тех, которые существовали и ныне существуют или это форма общественного устройства, которую нужно ещё находить? А может быть, демократия как раз и состоит в минимизации управления авторитетов через искусственные институты, обусловленные несовершенством человеческих отношений, и в уменьшении количества рычагов управления из единых центров? Демократично или антидемократично постоянное расширение аппарата власти и управления (политической власти по сравнению с экономической, социальной и иной властями), превращение должностей в этом аппарате в доходные места, которые власть предержащие стремятся сохранить за собой и своим окружением и после того, как перестают быть нужными? Элементы и проявления демократии в разных сочетаниях, прежде всего самоуправление как основной стержень всей системы демократии [5, р. 3], существовали во все времена, и наиболее эффективные из них, доказавшие свою жизненность, стали нормами жизни народов многих стран мира. Но достаточно ли их, не остались ли недооцененными по тем или иным причинам явления и институты, которые могли бы по-новому раскрыться в новых условиях, решая оптимальным образом сложнейшие проблемы жизни?
Мы рассматриваем демократию не только как форму государственного и общественного устройства, но и как естественную форму взаимоотношений людей и народов в их повседневной жизни. А жизнь наша протекает и организуется в семье, обществе и государстве. Однако традиционно абсолютизируется жизнь только в государстве, а само государство рассматривается как главный субъект власти и властных отношений.
Почти все мыслители одним из условий и показателей демократического устройства государства считали распределение и разделение властей. Общество, страна при этом рассматривались и рассматриваются как среда жизнедеятельности государства, хотя в действительности именно общество определяет жизнь человека. А общественные отношения регулируются многими формами власти: экономической, социальной, политической и духовной. Общество же распределяет и разделяет эти власти между своими многочисленными институтами, одним из которых является государство. Ему делегируется только политическая власть. Важно помнить также, что не всякое распределение и разделение властей говорит о наличии демократии. Распределение и формальное разделение властей существуют также в недемократических обществах и государствах. В ходе наших лекций мы увидим, при каких условиях распределение и разделение властей становятся проявлениями демократии. Демократия и в узком (как форма политической власти), и в широком смысле (как оптимальное условие складывания всех общественных отношений) представляет собой всеобщую и непреходящую ценность. Экономическая, социальная, национальная и международная демократия имеют в жизни людей и обществ не меньшее значение, чем политическая демократия.
Выли и есть немало критиков демократии как формы власти. Думается, что в действительности объектом критики выступает не столько сама демократия, сколько отдельные последствия ее неразвитости и несовершенства, неверное понимание самого феномена, демократии, а также незнание людьми всех её достоинств. Это в чём-то похоже на отношение несведущих людей, например, к фруктам и ягодам на начальной стадии их роста: все они крайне жёстки, горьки, терпки и неприятны. Поевшим они набивают оскомину, и те испытывают к ним, мягко говоря, неприязнь. Но знающие и мудрые люди ждут достижения ими зрелости, создают максимально благоприятные условия для этого, борются с их вредителями и наслаждаются плодами после достижения ими спелости. Демократия в её современном состоянии может быть сравнима с плодами в саду в начале лета, а её критики – с людьми, которые, не довольствуясь чистотой и свежестью воздуха в саду, нетерпеливо срывают зелёные плоды и ягоды. Просто надо иметь терпение, уметь ждать и тщательно ухаживать за садом. К тому же, в отличие от плодов на деревьях, вызревающих естественным образом, демократия недостижима без желания людей её устанавливать, совершенствовать и прикладывать усилия в этом направлении. Она является "плодом" сознательной, целенаправленной и упорной деятельности большинства членов общества.
А между тем люди часто действуют стихийно и не задумываются о совершенствовании институтов власти до тех пор, пока их деятельность не ударит лично по ним. В результате возникают всплески недовольства отдельных людей или их групп. Поскольку общественные и политические проблемы в обществах, близких к демократическим, решаются по закону большинства, то часто их выступления становятся похожими на "глас вопиющих в пустыне".
Демократия предполагает не только чёткую институционализацию общественной жизни, когда каждый институт ответственно выполняет возложенные на него обществом функции, но и строгое соблюдение соотношения экономической, социальной, политической и духовной властей. Этого требовало ж к этому стремилось подавляющее большинство теоретиков демократии, сформулировавших концепции невмешательства государства в экономическую, социальную и духовную жизнь общества, "слабого" или "ограниченного" государства, "государства-партнёра" и "государства-планировщика". Отметим, однако, что в отличие от экономических, социальных и духовных институтов общества, занятых решением специфических проблем, государство пытается установить монополию не только на политическую, но и всякую другую власть, а также контролировать все сферы общественной жизни. Вместо того чтобы показать необоснованность подобных притязаний государства и их антидемократические последствия, некоторые из исследователей общественных отношений представляют это чуть ли не как объективную закономерность: "оно обладает полнотой компетенции для урегулирования всех аспектов социальной жизни" [2, с. 151]. На дележе государство обладает ею не по объективной необходимости, а только потому, что, имея монополию на силу, вынуждает общество считаться с этим как с данностью. Задача состоит в том, чтобы общество, его большинство поняло ошибочность и вредность подобных представлений и практики. Важно помнить, что государство является только одним из множества тысяч институтов гражданского общества, каждый из которых призван решать какие-то жизненно важные даю этого общества проблемы. Для государства такими проблемами являются защита социума от внешних угроз, защита прав и свобод человека, урегулирование отношений с другими народами и странами.
Общество можно понимать как добровольное объединение людей для совместного решения всех проблем, которые невозможно решать в одиночестве, индивидуально. Институты общества также являются добровольными или принудительными (армия, тюрьмы) объединениями людей для решения специфических задач. Все они функционируют на основе фундаментальных (конституции, уставы, статуты) и мобильных законов, а также правовых норм. Власть же является порождением необходимости выработки и соблюдения норм жизни социума, причём оптимальным считается дифференциация политической власти на таковую по выработке правовых норм, их исполнению и контролю над тем, как эти нормы соблюдаются всеми участниками политической жизни. Каждая ветвь этой власти как бы двухслойна – власть общества (народа) и временные полномочия формируемых им политических институтов (законодательной, исполнительной и контролирующей властей). К сожалению, в реальной жизни многие общества и государства это деление игнорируют и всю власть приписывают только политическим институтам, против чего решительно возражают видные интеллектуалы современности [2, 4, 6].
Максимально точное понимание соотношения общества и его институтов, в частности государства, и распределение функций по организации общественной жизни в соответствии с данным соотношением будут важными шагами по пути расширения и стабилизации демократии [2]. Это должно привести общество к точному видению оптимальных контуров и масштабов институтов политической власти, численности занятых в них функционеров, механизмов формирования и реформирования этих институтов, а также форм контроля над их деятельностью со стороны общества с целью своевременного устранения всех возникающих угроз для демократии.
Многие задаются вопросам: есть ли у демократии какое-нибудь будущее? [4, р. 7) Думаю, что сама постановка вопроса мажет служить свидетельством проявления определённых сомнений в целесообразности демократии. Демократизация, как и многие другие явления общественной жизни, является объективным процессам, на пути которого в силу противоречивости природы самих людей эпизодически возникают и будут возникать те или иные трудности. Можно лишь замедлить этот процесс, но приостановить его навсегда невозможно. Он будет возобновляться вновь и вновь, причём каждый раз в новом качестве и на более высоком уровне чистоты. Естественным двигателем демократии является экономический и социальный прогрессы, питаемые образованием и просвещением человека. Чем выше будет степень последних, тем выше будет степень свободы его членов и прогресса всего общества и шире демократия.
Целью нашего курса является не пропаганда, каких-то новых теорий и схем демократии, а глубокое осмысление как взглядов теоретиков демократии разных эпох, так и опыта тех народов мира, которым удалась максимально приблизиться к демократическому устройству своей жизни. Здесь важно верное понимание сути демократического процесса, его подъёмов и спускав, а также подводных течений, знание которых помогает людям выбирать наилучшие из возможных пути организации общественной жизни.