Предисловие
В настоящее время демографические процессы, наряду с экономическими, политическими, социальными и культурными, являются важными факторами общественного развития. Без научного анализа демографических закономерностей и тенденций нельзя научно прогнозировать развитие общества в целом, страны или отдельного региона. Демографический фактор вызывает интерес у политиков и экономистов, социологов и этнографов, работников управления, образования и здравоохранения. О демографии говорят как о серьезной общественной науке. Об этом свидетельствуют не только значительное количество появившихся за последнее время публикаций, но и включение курса "Демография" в учебные планы подготовки экономистов, социологов, политологов, географов, менеджеров, управленцев.
В нашей стране демография признается как наука и учебная дисциплина. Однако в отличие от зарубежных стран в Российской Федерации отсутствует признание ее в качестве научной специальности. До сих пор отсутствуют факультеты демографии, которые готовили бы специалистов или академических и прикладных бакалавров по демографии. Научные степени за демографические исследования, главным образом, присваиваются диссертационными советами по социологии и экономике.
Значение демографии состоит в том, что она дает возможность объяснить происходящие в обществе процессы воспроизводства населения, предсказать их направленность и влияние на развитие общества. Учет демографического фактора необходим ученым и политикам, руководителям всех сфер общественного производства и обслуживания населения. Без демографической экспертизы не принимаются важные государственные решения.
Сложный и противоречивый период, который переживает в настоящее время Российская Федерация, ставит на повестку дня необходимость теоретического анализа социально-экономических преобразований с учетом процессов, которые затрагивают интересы как отдельного человека, каждой семьи, так и больших социальных групп, всего населения. Раскрытие связей воспроизводства населения с развитием общества становится центральной задачей современной демографии. От того, каким будет количественный и качественный состав населения страны или региона, каковы тенденции вступления в брак, рождаемости и смертности людей, в каких направлениях и количествах происходит миграция населения, во многом будет зависеть социально-экономическое, политическое и этнокультурное будущее страны.
Демография как наука о структуре и процессах воспроизводства населения изучает закономерности изменения половозрастной, брачно-семейной и миграционной структур населения, особенности современной демографической ситуации, экономические и этнические аспекты воспроизводства населения, проблемы демографического прогнозирования и демографической политики.
Курс "Демография" служит основой формирования у студентов знаний об истории развития демографии, о демографической структуре населения и процессах его воспроизводства, о взаимном воздействии биологических, социальных и демографических факторов, обусловливающих жизнедеятельность людей в мировом и отечественном пространстве. Изучение демографии предполагает коррекцию ценностных ориентации и мировоззрения студентов, прививает им навыки методологии познания демографических явлений и процессов, умений применять их в профессиональной деятельности.
Цель изучения демографии — дать студентам систематическое знание о закономерностях и тенденциях, теориях и концепциях, о современных проблемах, составляющих основу демографии как науки.
Задачи изучения дисциплины:
— познакомить с историей становления демографии как науки, ее методологией и структурой, с источниками демографической информации;
- дать научное представление о динамике половозрастной, семейно-брачной и миграционной структур населения, об основных демографических процессах воспроизводства населения, особенностях современной демографической ситуации в мире и Российской Федерации;
раскрыть биопсихологические, экономические и этнокультурные аспекты воспроизводства населения, особенности демографического прогнозирования и демографической политики;
- выработать навыки самостоятельного изучения демографических проблем и умения применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины "Демография" студент должен:
знать
• основы демографии как науки;
• состояние современной демографической ситуации в мире и Российской Федерации;
• проблемы воспроизводства населения и демографической политики;
уметь
• анализировать демографическую информацию;
• ориентироваться в научных демографических концепциях и проблемах;
• оценивать демографическую ситуацию в мире и Российской Федерации;
владеть
общекультурными компонентами:
• основными методами, способами и средствами получения, храпения и переработки информации;
• навыками работы с демографической информацией в глобальных компьютерных сетях;
профессиональными компонентами:
• базовыми и профессионально-профилированными знаниями по демографии и навыками демографического исследования;
• умением использовать теоретические знания и практические навыки в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности.
При написании учебника авторы руководствовались Федеральным государственным образовательным стандартом последнего поколения по демографии, использовали учебные пособия и публикации по демографии других авторов, за что выражают им свою признательность. В то же время структура, ОГЛАВЛЕНИЕ и форма изложения информации отражают собственную позицию авторов. Материалы, представленные в учебнике, прошли апробацию в процессе многолетней педагогической практики преподавания демографии в разных по профилю вузах Санкт-Петербурга и в изданных четырех учебных пособиях по демографии, в выступлениях на конференциях разного уровня и в научных публикациях.
В учебнике ОГЛАВЛЕНИЕ представлено тремя укрупненными разделами: "Демография как наука", "Демографические структуры и процессы", "Отраслевые демографии". В отличие от уже изданных учебных пособий по демографии в данном учебнике авторы значительное внимание уделили рассмотрению истории демографии как науки, в частности воззрениям ее зарубежных и отечественных предшественников, введению в научный лексикон термина "демография", становлению и развитию демографической науки в XIX—XX вв. Главы, посвященные экономической и этнической демографии, демографическому прогнозированию и демографической политике, выделены в специальный раздел "Отраслевые демографии". Приводимая в учебнике количественная информация дополнена новыми после переписи 2010 г. данными, в том числе за последние 2012—2014 гг. Авторы стремились излагать учебный материал доступным для студентов языком, не перегружая его многочисленными сносками, формулами и таблицами. При подготовке к семинарским занятиям могут быть использованы материалы данного учебника, литература из списка, который дан в конце издания, литература, имеющаяся в библиотеке вуза, а также информационные ресурсы Интернета.
В данном учебнике предлагается новая апробированная форма проведения практического занятия в виде обсуждения актуальных публикаций в журналах или научных сборниках статей по изучаемым демографическим проблемам. Обсуждение статей формирует логику мышления и способствует развитию у студентов аналитических и креативных способностей. Так как курс демографии в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена читается преподавателями кафедры социологии, в списке литературы предложены журнальные статьи по наиболее актуальным демографическим проблемам из журнала "Социологические исследования" за последние пять лет. В зависимости от специализации обучающихся могут быть предложены публикации из таких профилирующих периодических научных изданий, как, например, "Демографический ежегодник России", "Российский статистический ежегодник", "Вопросы статистики" и "Вопросы экономики". При этом список рекомендуемых для обсуждения статей может регулярно обновляться.
Контрольные задания в практикуме представлены в формах практических и тестовых заданий, а также перечня вопросов к зачету и экзамену. Для решения практических зданий рекомендуется использовать учебную литературу по демографии, периодические демографические издания, региональные статистические сборники, электронные образовательные ресурсы.
Тестовые задания могут быть использованы как для фронтальных опросов при прохождении изучения тем, так и в качестве итогового контроля. Вопросы из перечня к зачету и экзамену также могут быть использованы как вопросы семинарских занятий для закрепления пройденного материала. Предлагаемые формулировки в словаре основных терминов даны в авторской редакции с учетом их определений в "Демографическом понятийном словаре (М., 2007) и "Демографической энциклопедии" (М., 2013).
Данный учебник может быть полезен обучающимся в высших учебных заведениях бакалаврам, магистрантам, аспирантам, ведущим подготовку по социологическим, социально-экономическим, социально-политическим направлениям.
Авторы будут признательны тем, кто выскажет свое мнение, замечания и пожелания относительно учебника, его содержания и формы изложения.