Предисловие

Этические категории использовались человечеством во все времена его существования. Совместная жизнь и деятельность невозможны без установления в явном или неявном виде правил общежития, норм, определяющих правильное и неправильное поведение, без критериев оценки поведения, поступков, личностных качеств человека. Категории добра и зла, чести, достоинства личности, справедливости, совести, чести и многие другие используются постоянно, к ним апеллируют в процессе деловых переговоров и бесед, они служат аргументами в спорах, применяются для оценки поведения людей и организаций, формируют социально одобряемые личность и бизнес.

Мораль, этические нормы и правила, категории этики нормативного и оценочного характера пронизывают существование человека в течение всей его жизни и во всех сферах. По сути, восприятие себя и других людей, их поведения осуществляется через оценку этических качеств; решение проблем, принятие решений всегда происходит с оглядкой на этические нормы и правила (соблюдать или попрать их?). Моральное сознание есть неотъемлемый элемент человеческого и общественного сознания; направленность личности, се мотивы формируются на основе морали; мораль является неотъемлемым и одним из важнейших достижений духовной культуры людей и общностей. Особые полномочия, особая ответственность отдельных социальных и профессиональных групп людей приводит к необходимости особым же образом акцентировать внимание на их моральных качествах, на этике их поведения. Так появляются многочисленные профессиональные этики, фиксирующие ожидания общества, испытываемые по отношению к представителям тех или иных профессий. Даже в группах преступников (например, в мафии) существуют некие правила поведения, своеобразная мораль и стимулы и санкции за соблюдение или несоблюдение этих норм. Попробуйте определить, сколько раз в день вы пользуетесь такими понятиями, как добро и зло (хорошо и плохо), справедливо и несправедливо, честно или нечестно, апеллируете к совести человека, используете определения "порядочный", "добросовестный", "ответственный", говорите о доверии. И все эти понятия являются предметами исследования науки этики и ее прикладных дисциплин. Более того, норм морали (и норм поведения другого происхождения), в океане которых живет и трудится человек, так много, что приходится говорить и исследовать факторы, влияющие на их ранжирование в конкретных ситуациях (этика при подборе персонала, этика вынесения порицания, этика критики, этика при организации продуктивного взаимодействия, при налаживании отношений, общении в разных обстоятельствах и т.п.), воздействующие на предпочтение тех или иных норм, на их диспозицию, на процессы, происходящие в сознании и приводящие к выбору приоритетных норм и соответствующей модели поведения.

Исследования показали, что сотрудники, ценности которых совпадают с ценностями организации, работают более эффективно и больше удовлетворены своей работой. Наличие у работника ценностей, противоречащих ценностям компании, является основным источником разочарований, конфликтов и падения производительности. Если ценности компании совпадают с ценностями большинства членов общества, у компании меньше возникает проблем с привлечением и закреплением работников, с имиджем и репутацией. В то же время ценности компании, как правило, являются отражением ценностей ее создателей и хозяев.

Сотрудники организаций часто сталкиваются с ситуацией этической дилеммы, когда пи одно из решений не является безукоризненным с нравственной точки зрения, и только наличие и выполнение этических норм и правил позволяет принимать решения, соответствующие ценностям организации.

Правильное понимание и применение категорий этического содержания в жизни и деятельности людей является залогом формирования в деловой сфере атмосферы добра, справедливости, согласия.

Данный учебник разработан в соответствии с актуальными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 080100 "Экономика". Дисциплина "Деловая этика" входит в состав дисциплин по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла.

В результате изучения данного курса студент должен:

знать

• основные понятия морали и этики, категорий этики, разнообразие видов этических систем в историческом, национальном, религиозном и организационном аспектах;

• значение и место этики и этикета в системе факторов поведения людей и его оценки;

• группы факторов влияния на этику организации, таких как организационно-правовая форма, группы интересов, культура, лидеры, внешняя среда, стратегия, текущее состояние, ситуация;

• правовые и экономические основания социальной ответственности бизнес-организаций;

• структуру этического кодекса организации как совокупность правил поведения работников и ожиданий руководства организации;

• структуру сознания человека и место в нем моральною сознания;

• модели личности и человеческого сознания;

• этику предпринимательства, профессиональную этику, управленческую этику и другие виды деловой этики;

• специфику этических норм в ситуациях управления персоналом: подбор, перемещение, справедливость вознаграждения и т.п.;

• наличие национальных особенностей в деловой этике;

• этические принципы эффективных деловых коммуникаций и методы их реализации;

• этические основы ведения деловых переговоров, собраний, дискуссий;

• этические аспекты использования слухов, сплетен, других неформальных видов коммуникаций;

• деструктивные формы трудового поведения: злоупотребление служебным положением, имитационное и лицемерное поведение, эгоистическое индивидуальное и групповое поведение, манипулятивное поведение, мошенничество, саботаж, деструктивное непрофессиональное поведение, уровень некомпетентности;

уметь

• обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации;

• учитывать влияние человеческого фактора на восприятие, трансформацию и интерпретацию этических систем, на этические идеалы, их усвоение и применение;

• выявлять критерии этичности и учитывать их субъективность;

• находить информацию об организации и ее социальной ответственности;

• разрабатывать этические кодексы организаций;

• определять факторы, формирующие и изменяющие этические нормы поведения личности;

• определять стратегию делового взаимодействия с учетом специфики этической системы каждой из сторон;

• распознавать негативные моральные качества и формы поведения;

владеть

• способностями определять моральные принципы и качества деловых людей;

• способностью учитывать моральные принципы и качества работников в ситуациях принятия решений и оценки трудового поведения;

• способностью оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом их этичности;

• способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения;

• способностью проявлять приверженность таким этическим ценностям, как уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость;

• способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к деловому поведению;

• научными методами, системным и ситуативным подходами в процессе исследования и прогнозирования этических систем и прогнозирования поведения субъектов;

• методами исследования информации об организации, анализа и прогнозирования осуществления деловых отношений, разработки моделей взаимодействующих субъектов;

• способностью разрабатывать этические кодексы организаций;

• способностью распознавания деструктивного и девиантного поведения, его классификации и воздействия на лиц с девиантным поведением.

По направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" дисциплина "Этика государственной и муниципальной службы" должна способствовать формированию у бакалавров способности к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению.

Материалы данного учебника призваны продемонстрировать текущее состояние науки и практики деловой этики как сложной и большой живой системы, существующей в сознании и деятельности людей и общества. Новое знание возникает в процессе не только изучения приводимых здесь материалов, но и вовлечения мнений других авторов, исследования причин и возможностей, открывающихся в процессе анализа точек зрения, поиска ответов на поставленные вопросы, проникновения в суть вещей.