Предисловие

Курс "Охрана труда", ранее называвшийся "Техника безопасности и охрана труда" [1], читается в вузах России с 1929 г.

Введенная в 1990 г. учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" должна была объединить два курса: "Охрана труда" и "Гражданская оборона" и в общем-то сохранить их практическое ОГЛАВЛЕНИЕ. Однако получилось так, что в соответствии с рекомендованными программами обучения она встала над этими дисциплинами, превратившись в своеобразную теоретическую надстройку, менее пригодную для использования в реальной производственной деятельности и меньше опирающуюся на нормативно-правовые документы, регламентирующие всю систему предупреждения травматизма в реальном производстве. На производстве же понятие "Безопасность жизнедеятельности" не используется. Многочисленные федеральные законы, постановления Правительства РФ, правила, инструкции, инструктажи и другие официальные документы оперируют только понятием "охрана труда" и направлены на защиту работников от травм и профзаболеваний. "Безопасность жизнедеятельности" в рекомендуемом виде этой задачи уже не решает. На производстве не предусматривается должности инженера по безопасной жизнедеятельности, однако существует должность инженера по охране труда. Руководители и специалисты предприятий в соответствии с действующим законодательством несут персональную ответственность за состояние охраны труда в своих подразделениях, а не за состояние "безопасной жизнедеятельности". Чтобы управлять этим процессом, они должны знать реальные требования охраны труда, однако соответствующие знания программа курса "Безопасность жизнедеятельности" почти не предоставляет. И наконец, согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ТК РФ) [2] государство среди основных направлений своей политики в области охраны труда считает подготовку специалистов по охране труда, а не но безопасной жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности в предлагаемом виде – это дисциплина общепознавательного плана. Она, безусловно, нужна и очень важна для учащихся общеобразовательных школ. В вузах же для подготовки инженеров и технологов производства, по нашему мнению, следует преподавать только ее практическую, производственную часть, т.е. "Охрану труда" (как это и было раньше). Но излагать ее нужно более конкретно, с учетом существующих нормативных требований к каждой отрасли, профессии, квалификации, по которым ведется подготовка специалистов. Необходимо обращать внимание в первую очередь на те требования, которые напрямую влияют на улучшение условий труда и снижение травматизма, выполнение которых является прямой обязанностью работодателей и работников, за невыполнение которых они несут персональную ответственность, в том числе и уголовную. Однако именно такой информации недостает в большинстве современных учебников.

Что касается "Безопасности в чрезвычайных ситуациях", то с этим разделом дисциплины обучающихся лучше знакомить отдельно, в самостоятельной дисциплине, как это было раньше, в курсе "Гражданская оборона". Если же рассмотренные дисциплины все же соединять в одну, то нужна серьезная переработка рекомендованной программы с целью ее приближения к реальным требованиям производства, и особенно – охраны труда. Отметим, что это потребует и увеличения числа учебных часов, отводимых на такую совмещенную дисциплину. Предлагаемый вашему вниманию учебник содержит именно такой расширенный материал.

В предлагаемый курс вошли вопросы организации работ по охране труда, производственной санитарии, технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Третье издание учебника, которое мы предлагаем вашему вниманию, значительно расширено и переработано. Внесены изменения, связанные с выходом большого количества новых нормативных документов, обновлена статистика по всем разделам.

По просьбам заведующих кафедрами и ведущих преподавателей данной дисциплины, участвовавших в семинаре, проходившем в 2012 г. в Тверской государственной сельскохозяйственной академии, был введен ряд новых подразделов, что позволило использовать данный учебник при обучении студентов не только по агроинженерным, но и по другим техническим и электротехническим специальностям. Был изменен порядок расположения отдельных глав и разделов с целью повышения логики их понимания.

Третье издание данного учебника направлено в том числе на практическую организацию работ по охране труда и пожарной безопасности на предприятиях. В этой связи оно может быть полезным руководителям и специалистам предприятий.

Материал изложен с учетом значительного практического опыта автора, создававшего и в течение многих лет руководившего государственной инспекцией труда в Тверской области, связанного с надзором и контролем за состоянием охраны труда на предприятиях. Поэтому учебник широко иллюстрирован статистическими данными, примерами из надзорной практики, анализом допускаемых нарушений, примерами несчастных случаев.

Первый том учебника начинается разделом "Введение в дисциплину".

В разделе "Организация работ по охране труда" отражены требования целого ряда нормативно-правовых актов по организации работ по охране труда на предприятиях, о регулировании взаимоотношений между работодателями и работниками, об их правах и обязанностях, особенностях регулирования труда женщин и лиц до 18 лет; компенсации за работу во вредных условиях труда, обучению вопросам охраны труда работников, порядку расследования несчастных случаев на производстве, ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда и многие другие вопросы трудового права и охраны труда. Он значительно переработан и дополнен по сравнению с предыдущими изданиями, в него введены новые подразделы (предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств; порядок освидетельствования лиц на состояние алкогольного опьянения; обязанности и права специалистов по охране труда, требования к их образованию, разграничение полномочий с руководителями структурных подразделений, ведение документации; подробно рассмотрены обязанности самих руководителей структурных подразделений). Подраздел "Аттестация рабочих мест по условиям труда" заменен на "Специальную оценку условий труда" и т.д.

Раздел "Производственная санитария" посвящен изучению влияния на организм человека вредных производственных факторов. В нем рассматриваются мероприятия по защите от них, предельно-допустимые концентрации (ПДК) содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ; способы защиты от повышенных уровней шума, вибраций, различного рода производственных излучений, их предельно-допустимые уровни (ПДУ); требования к производственному освещению, производственной вентиляции, критерии работы с персональными компьютерами и т.п.

В разделе "Техника безопасности" определяются требования безопасности к производственному оборудованию, тракторам, машинам, станкам, инструментам, сырью, производственным зданиям и сооружениям и т.п., т.е. ко всему, с чем контактирует человек в процессе труда и от чего может получить травму. Так же рассматриваются требования безопасного производства работ, технические средства и инженерные решения защиты от опасных и вредных производственных факторов.

В результате изучения первого тома учебника студент должен:

знать

основную нормативную базу дисциплины;

• основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;

• права и обязанности государства, работодателя и работников по охране труда, вопросам пожарной безопасности и в чрезвычайных ситуациях;

• организацию и координацию работ по этим вопросам, ОГЛАВЛЕНИЕ и порядок ведения соответствующей документации, установленной нормативными документами;

• вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;

• порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

• требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;

• требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;

• ответственность за нарушение требований охраны труда;

уметь

• пользоваться нормативными документами по охране труда и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;

• оценивать опасность и вредность производственных процессов, пожаро-, взрывоопасность технологических сред и помещений, электробезопасность и принимать самостоятельные решения по предупреждению травм, заболеваний и пожаров на производстве;

• пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

владеть

• основной терминологией по охране труда; методикой измерения на рабочих местах параметров вредных и опасных производственных факторов;

• методикой оценки травмопасности производственного оборудования, машин, инструментов;

• методикой выбора, оценки состояния и пригодности к работе средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

• методикой подготовки документов по охране труда, которые разрабатывают на предприятиях;

• методикой расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов;

• методиками разработки инструкций и проведения инструктажей но охране труда на рабочем месте;

• методикой проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:

• способности к принятию организационно-управленческих решений и готовности нести за них ответственность;

• умения использовать в своей деятельности нормативные правовые документы;

• понимания социальной значимости своей будущей профессии;

• владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

• способности разрабатывать и использовать графическую техническую документацию;

• способности проводить измерения и оценивать их результаты;

• способности обеспечивать выполнение норм охраны труда и природы.