ПРЕДИСЛОВИЕ
В системе высшего профессионального образования в последние годы происходит интенсивный процесс совершенствования изучения проблем безопасности как важнейшей составляющей подготовки квалифицированных специалистов для экономики страны и воспитания ответственного гражданина, высоконравственного члена общества.
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивается с потребностью в обеспечении безопасности. Бурный научно-технический прогресс, характерный для XX века и особенно его второй половины, не только способствовал повышению производительности и качества труда, росту благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и привел к появлению большого количества новых угроз как для отдельной человеческой личности, так и для общества и цивилизации в целом. На наших глазах гибнет природа, истощаются ресурсные возможности земли, наблюдается рост количества возникающих катастроф природного и техногенного характера и масштабов ущерба от них. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые превышают все адаптационные, физиологические и психологические возможности организма. Поэтому проблема обеспечения безопасности человека становится все более актуальной в современном цивилизованном обществе, а ее всестороннее изучение приобретает все большее значение на всех стадиях и во всех формах системы образования.
Основной базовой составляющей изучения проблем безопасности является курс "Безопасность жизнедеятельности". В настоящее время во многих региональных и отраслевых издательствах выпущены монографии, учебники и учебные пособия по изучению различных аспектов безопасности жизнедеятельности, отраслевой специфики проблемы, в частности учебник "Безопасность жизнедеятельности" под редакцией доктора технических наук, профессора С. В. Белова, в котором комплексно рассматриваются проблемы безопасности.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено коллективом авторов, в состав которого входят как специалисты высшей школы - создатели концепции дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", так и специалисты системы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - сотрудники Центра стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ), которые объединили свои усилия для создания учебного пособия по углубленному рассмотрению всего комплекса проблем, возникающих в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Учебное пособие посвящено рассмотрению проблем обеспечения безопасности человека в чрезвычайных ситуациях. Авторы постарались дополнить и развить изложенные в учебнике С.В. Белова материалы в полном соответствии с общей концепцией и рекомендованной программой дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Главную задачу учебного пособия авторы видят в формировании у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитии основополагающих навыков прогнозирования, распознавания и оценки опасности, умении осуществлять надежную защиту от них, оказывать само- и взаимопомощь, а также организовывать и осуществлять ликвидацию последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
По мнению авторов, учебное пособие поможет студентам высших учебных заведений в изучении достаточно сложных, многофакторных задач, возникающих при решении проблем обеспечения безопасности человека в чрезвычайных ситуациях и формировании у них прочных знаний и умений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Авторы надеются, что учебное пособие будет полезно для слушателей систем производственного обучения, повышения квалификации и переподготовки, а также в практической деятельности специалистов по безопасности в чрезвычайных ситуациях, и выражают искреннюю благодарность коллегам из МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского и ЦСИ ГЗ МЧС России, а также глубокоуважаемым коллегам из других высших учебных заведений и исследовательских организаций за содействие в подборе материала, подготовке рукописи к изданию, полезные и высокопрофессиональные советы.
Авторы