Предисловие

Кризисные явления в экономике России закономерно привлекают обостренное внимание к идее антикризисного менеджмента и практической реализации концепции устойчивого развития организации в условиях рыночной экономики.

Современные проблемы развития науки управления также обусловливают необходимость построения концепции эффективного антикризисного менеджмента. Ее посылками являются понятия управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. В совокупности они отражают реальное существование опасности кризиса в любом, даже самом успешном, управлении.

Сегодня необходимо глубже задуматься над тем, что такое кризис, какую роль он играет в развитии экономики и производства, когда и почему возникает, каковы его структура и последствия?

Нетрудно увидеть, что кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск в менеджменте. И эта тенденция объективна. Но в практике менеджмента, очевидно, возможны варианты отдаления кризиса и его профилактики, использования кризиса в мотивации инновационных преобразований, возможен позитивный выход из кризиса. Вместе с тем возможны варианты углубления кризиса, перерастание одного кризиса в другой, усиление разрушительных явлений кризиса.

Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только тенденции развития экономики рождают кризисные ситуации. Как учитывать это в менеджменте? Ответ на этот непростой вопрос должна дать теория антикризисного менеджмента.

Вообще на разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным.

Существовало представление о том, что кризис в общественном развитии всегда является последствием природных явлений; другая позиция состояла в том, что кризис – порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К. Маркс доказал, что источником кризисов является экономика, основанная на частной собственности и влияющая таким образом на структуру и столкновение интересов. Отсюда часто делался вывод, что, если изменить экономические основы общества, исчезнут и кризисы. Но ведь не исчезнут природа, человек, развитие. Может измениться лишь характер кризиса, но он не может исчезнуть вообще. Каким бы совершенным ни было всеобщее планирование, нельзя предусмотреть все, что определяет опасность кризиса: природные процессы, изменение человека, его интересов, а следовательно, и отношений между людьми, истощение ресурсов, политическую обстановку в мире и пр.

В этих условиях большое значение имеет профессиональный подход к управлению, учитывающий возможность и реальность кризиса. Но любой профессионализм начинается с получения специальных знаний, специальной подготовки в системе образования. Отсюда вытекает необходимость при подготовке менеджеров давать специальный курс "Антикризисное управление". Существует множество причин возникновения и оформления такого курса. Наиболее важными из них являются потребности современной практики менеджмента и тенденции развития науки менеджмента, система рыночной экономики и цикличность экономического развития, социально-экономические противоречия, которые объективно существуют в обществе и влияют на возникновение опасности кризисных ситуаций.

Учебный курс "Антикризисное управление" органично вписывается в систему подготовки современных менеджеров и специалистов в области антикризисного управления. Такие специалисты необходимы, и важность их подготовки возрастает.

Данный учебник отражает не только сравнительно новую проблематику управления, но и современные идеи развития методического процесса, современные требования к учебникам. Последние заключаются в следующем:

1) ясная и четкая логика построения концепции;

2) наличие корректных определений всех категорий, составляющих основные положения концепции;

3) системологический подход к изложению материала, который в учебнике реализуется посредством визуализированного представления связей категорий и положений;

4) возможность преобразования материала учебника в компьютерные программы обучения;

5) проблемное изложение концептуальных положений, способствующих развитию аналитических навыков и творческого мышления;

6) наличие тестов, ориентированных не только на оценку знаний, но и на их корректировку и демонстрацию возможностей различных ракурсов их понимания.

В соответствии с таким подходом создания современного учебника предлагаемый учебник "Антикризисное управление" обладает следующими особенностями.

Он состоит из двух блоков: блок текстового изложения знаний и блок визуализированной презентации знаний.

Первый в традиционной форме представляет основные положения концепции антикризисного управления, второй построен на визуализации положений концепции, установлении связей между ее основными положениями.

Такой подход имеет ряд преимуществ.

1. Концепция формируется в предельно ясной и четкой схеме, соответствующей логическим принципам, что позволяет исключать повторы и дублирование, отделять причины и следствия в рассуждениях, обеспечивать содержательную полноту проблематики определенного блока концепции.

2. Визуализация материала способствует лучшему его усвоению и запоминанию, включает зрительную память и развивает системное мышление.

3. Такое построение учебника позволяет легко использовать его для формирования компьютерных программ обучения, построенных главным образом на зрительном восприятии материала и видении концептуальной картины курса.

4. Сочетание визуализированного и текстового материала способствует развитию такого качества, как экономия мышления. В современных условиях информационной революции оно оказывается весьма полезным при интеллектуальной деятельности человека, накоплении знаний и практике их использования.

5. Визуализированный материал дается не только и не столько в демонстрационных целях, сколько в целях развития аналитических навыков. Каждая схема предполагает понимание состава единиц знаний, их особенностей и связей.

6. Такое построение учебника соответствует установкам образовательного стандарта на освоение компетенций профессиональной деятельности – соответствие знаний, умений и навыков их практического использования, развитие индивидуальных способностей, определяющих искусство деятельности современного менеджера в сложных условиях развития организации.

В традиционном текстовом изложении не всегда возможно показать связи положений концепции. А ведь это самое главное в образовательном процессе. Вот почему очень важным становится насыщение учебника структурно-логическими концептуальными схемами, диаграммами, матрицами и пр. Для удобства лучше всего их давать отдельным блоком, обладающим потенциалом системологического представления знаний. Методология работы с таким учебником предполагает совокупное использование текстовой и визуализированной частей в самостоятельно выбранной последовательности. При этом визуализированный блок учебника, выполняя системологическую роль построения концепции, дает более обогащенные знания не только иллюстративного, но и аналитического типа.

Текстовая часть учебника содержит девять глав. В первой главе рассматриваются особенности социально-экономической системы и ее потребность в антикризисном управлении. Вторая глава посвящена пониманию кризиса как объективного явления в процессах циклического развития социально-экономической системы. Здесь рассматриваются причины возникновения кризисов и их возможные последствия, а также разновидности кризисов. При этом делается определенный акцент на роль экономических кризисов и их связь с другими видами кризисов.

В третьей главе дается определение антикризисному управлению и рассматриваются его необходимость, особенность, проблематика и виды.

Концепция антикризисного управления развивается и конкретизируется в четвертой и пятой главах, посвященных системе, механизму и технологии антикризисного управления. ОГЛАВЛЕНИЕ этих глав органично сводится к проблемам диагностики развития организации и диагностической деятельности в процессах управления, без которой невозможно осуществлять антикризисное управление. Диагностика позволяет своевременно и заблаговременно определять наступление кризисных явлений и осуществлять профилактические действия или преобразовывать механизм управления с учетом возможного кризиса.

Седьмая глава учебника посвящена проблемам устойчивого развития организации, которое зависит от эффективности антикризисного управления, его стратегии и тактики.

В восьмой главе рассматриваются ситуации банкротства и процедуры санации. Завершает концепцию антикризисного управления глава, посвященная вопросам безопасности социально-экономических систем.

Многие темы концепции антикризисного управления в данном учебнике нашли отражение впервые и являются необходимым дополнением существующих знаний.

В результате изучения курса "Антикризисное управление" у слушателей или студентов вуза должны сформироваться следующие компетенции.

В области организационно-управленческой деятельности студент должен:

знать

объективные тенденции развития социально-экономических систем, имеющие цикличный характер и содержащие возможности возникновения кризисных ситуаций;

• разнообразные причины возникновения кризисов и симптомов их проявления;

• разновидности кризисов, их характеристики и последствия;

уметь

прогнозировать кризисные ситуации и разрабатывать программы преодоления кризисов;

• быть готовыми к инновационным преобразованиям антикризисного характера.

В информационно-аналитической деятельности:

знать

принципы рационального информационного обеспечения управления по признакам антикризисного развития организации;

уметь

использовать аналитические приемы диагностики состояния и развития организации;

владеть

• способностью оценить состояние организации по критериям и показателям антикризисного развития.

В области предпринимательской и социально-экономической деятельности:

знать

основные признаки проявления кризисных ситуаций и возможностей их учета в предпринимательской и управленческой деятельности;

уметь

• оценивать и реализовывать потенциал антикризисного развития организации;

• быть готовыми к оправданному и рассчитанному риску;

владеть

• способностью разрабатывать инновационные проекты развития организации, учитывающие опасности кризисных ситуаций.

Основные положения излагаемой в учебнике концепции антикризисного управления соответствуют содержанию и требованиям Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов в области менеджмента и экономики.

Учебник может быть использован как студентами, так и аспирантами, преподавателями и практическими работниками.