Предисловие
Инновации, инновационное развитие, инновационные технологии – эти слова в XXI в. прочно вошли не только в общеэкономическое употребление, но и в общий обиход. Еще несколько десятков лет назад невозможно было представить, что компании, не специализирующиеся на крупном производстве, добыче и продаже полезных ископаемых – естественные монополии, – могут по капитализации уступать инновационным компаниям, создающим исключительно высокотехнологичные потребительские товары либо же вообще действующим в сфере интернет-технологий.
Большинство современных ученых-экономистов признают важность инноваций и инновационного развития, связь их с глобальными и кардинальными преобразованиями всех сфер нашей жизни. Как отмечал американский ученый Джеймс Брайт: "Инновационный процесс – единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат".
Россия, столкнувшись в конце прошлого века с тяжелейшими геополитическими проблемами, к сожалению, пока отстает в инновационном развитии от более развитых американской и европейских экономик. Тем не менее, руководством страны в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, был сформулирован тезис о том, что единственным возможным способом достижения целей долгосрочного экономического и социального развития России является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.
Постепенно появляются российские крупные высокотехнологичные игроки пока еще регионального масштаба, выстраивающие свою деятельность на основе инновационных подходов. Крупные инвесторы стараются смещать фокус инвестирования от добывающих и промышленных проектов в сторону высокотехнологичных и наукоемких. Развивается венчурное и посевное инвестирование.
Именно поэтому вопросы развития, становления и управления инновационным процессом приобретают сейчас повышенную актуальность. А понимание общих законов и закономерностей таких процессов является необходимым элементом для управления современной компанией.
С целью успешного изучения материала учебник разбит на три раздела, состоящих из девяти глав.
В первой главе рассматриваются исторические предпосылки, этапы возникновения и формирования инновационной теории. Во второй – изучаются базовые понятия и принципы инновационной экономики. Дается и обосновывается понимание важности интеллектуального капитала в инновационном развитии. Рассматриваются вопросы и проблемы реализации государственной политики в области инновации. В третьей главе изучаются вопросы создания моделей и разработки стратегий инновационной деятельности. Формулируются основные принципы содержания инновационного проекта. В четвертой главе рассматриваются методы системного анализа инновационной деятельности. В пятой – дастся общая характеристика и предлагается классификация источников финансирования инновационной деятельности. Рассматриваются вопросы венчурного, посевного, коллективного инвестирования. В шестой главе приводятся основные положения и понятия теории рисков, применительно к инновационной деятельности. Рассматриваются основы управления рисками, их виды, методы их анализа и оценки. В седьмой главе изучаются эффекты и показатели результатов инновационной деятельности. Также рассматриваются особенности и методы оценки инноваций и инновационных проектов. В восьмой – рассматриваются сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ инновационного менеджмента, анализируются методы управления инновационным проектом. В заключительной девятой главе рассматриваются вопросы учета и контроля инновационной деятельности, а также изучаются вопросы интеллектуальных ресурсов как объектов учета.
Впервые в рамках одного учебника систематизированы и обобщены материалы из дисциплин "Инновационный менеджмент", "Теория систем и системный анализ" и "Управление проектами" в целях всестороннего анализа инновационной деятельности. Учебник описывает и раскрывает не только классические подходы к анализу инновационной деятельности, но и дает системные междисциплинарные представления обо всех актуальных аспектах и проблемах инновационной экономики России, закладывает у читателя фундаментальные основы понимания принципов инновационной деятельности, стратегии развития инновационных идей и проектов, дает необходимый современный инструментарий оценки инновационных проектов, описывает границы предпринимательской свободы инноватора в часто очень непростых экономико-правовых реалиях.
Учебник соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и ориентирован на углубленный анализ инновационной деятельности и инновационного менеджмента в высших учебных заведениях по программам академического бакалавриата и магистратуры.
Учебник предназначен для студентов экономических вузов по направлениям подготовки: Инноватика, Менеджмент, Экономика, а также в рамках учебной дисциплины "Инновационный менеджмент". Учебник будет полезен для преподавателей, слушателей курсов повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки и широкого круга специалистов в области инновационной деятельности и инновационного менеджмента.
В результате освоения учебника "Анализ инновационной деятельности" студент должен:
знать
• базовые понятия и определения инновационной экономики;
• основные положения теории инноваций;
• основные стратегии инновационной деятельности;
• методы анализа инновационной деятельности;
• теоретические и практические подходы к повышению инновационной активности компании;
уметь
• проводить анализ инновационной деятельности;
• выявлять проблемы инновационного развития в процессе анализа конкретных ситуаций и предлагать способы их решения;
• выявлять различные модели и стратегии инновационной экономики и определять их особенности;
• выявлять ключевые факторы, способствующие развитию инновационной деятельности или тормозящие ее;
• оценивать эффективность инновационной деятельности;
• рассчитывать эффективность инновационных проектов;
• осуществлять планирование инновационной деятельности;
• решать задачи инновационного менеджмента;
владеть
• терминологическим и понятийным аппаратом инновационной экономики и инновационного менеджмента;
• современными подходами к формированию моделей инновационной деятельности;
• навыками формирования портфеля инновационных проектов организации;
• методами моделирования инновационных процессов и прогнозирования их результатов и эффективности;
• методами управления рисками инновационной деятельности;
• основными технологиями управления инновационной деятельностью.