Право на здоровое развитие (право на охрану здоровья)
Право ребенка на выживание и здоровое развитие неразрывно связано с его правом на охрану здоровья, на доступ к здравоохранению, закрепленным в ст. 24 Конвенции о правах ребенка. "Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Государства- участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:
a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;
b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;
c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления
достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;
d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;
e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;
f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.
Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье".
Наряду с нормами, содержащимися в ст. 41 Конституции, в которых признается и гарантируется право человека на охрану здоровья, и в ст. 42, в которых закреплено право на благоприятную окружающую среду, в законодательстве РФ имеются специальные нормы о правах несовершеннолетних в сфере охраны здоровья. Эти нормы содержатся, во-первых, в ст. 10 и 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", где предусматривается, что в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством РФ, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти РФ могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Во-вторых, аналогичные нормы содержатся в ст. 54 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно положениям, содержащимся в ч. 1 данной статьи, в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ;
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со ст. 22 Закона.
Часть 2 данной статьи содержит специальную норму, регламентирующую особенности оказания медицинской помощи несовершеннолетним, больным наркоманией.
Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с Законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с ч. 2 и 9 ст. 20 Закона. В этих отсылочных нормах речь идет о том, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении лица, не достигшего возраста, установленного ч. 5 ст. 47 и ч. 2 ст. 54 Закона, т.е. в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или несовершеннолетнего, больного наркоманией, в возрасте до 16 лет. В отношении несовершеннолетнего, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими 18-летнего возраста).
В ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.
Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что привлечение в качестве пациентов детей для проведения клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения допускается только с письменного согласия их родителей (усыновителей). Дети могут рассматриваться в качестве потенциальных пациентов только в случаях, если проведение клинических исследований необходимо для укрепления здоровья детей или профилактики инфекционных заболеваний в детском возрасте или если целью проведения такого исследования является получение данных о наилучшей дозировке лекарственного препарата для лечения детей. В этих случаях проведению такого исследования должно предшествовать проведение исследования на совершеннолетних гражданах. В принципе, запрещается участие в проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения женщин в период беременности и грудного вскармливания, за исключением случаев, если соответствующий лекарственный препарат, в отношении которого проводится клиническое исследование, предназначен именно для таких женщин, при условии получения информации только во время проведения таких исследований и при принятии необходимых мер для полного исключения риска нанесения вреда женщине в период беременности и в период грудного вскармливания, плоду или ребенку (п. 1–6 ст. 43).
В соответствии со ст. 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего 18-летнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга). При этом пересадка костного мозга допускается лишь с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего.
Отношения, связанные с реализацией права несовершеннолетних на охрану здоровья, регламентируются также Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-Φ3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Через систему обязательного медицинского страхования обеспечивается оказание бесплатной медицинской помощи всему населению. Всем гражданам обеспечиваются равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Хотя положения данного Закона специально не регулируют отношения с участием несовершеннолетних, его важность от этого не уменьшается. Прежде всего несовершеннолетние, абсолютное большинство которых относятся к категории неработающего населения, получают медицинскую помощь через систему обязательного медицинского страхования за счет страховых взносов, вносимых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Если несовершеннолетние осуществляют трудовую деятельность в соответствии с трудовым договором, страховые взносы должны вноситься их работодателями. Однако медицинская помощь всем гражданам, в том числе несовершеннолетним, должна быть оказана независимо от того, вносились ли работодателем взносы в фонд обязательного медицинского страхования, или нет. Можно со всей уверенностью утверждать, что несовершеннолетние, как и другие застрахованные граждане, имеют все права, предусмотренные ст. 16 Закона, в том числе право на выбор страховой медицинской организации, медицинской организации, где они намерены получать медицинскую помощь, а также на выбор врача; разница лишь в том, что несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, осуществляют это право через своих законных представителей, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут осуществлять его самостоятельно, но с согласия своих законных представителей.
Статья 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляет право таких детей пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, гарантирует оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона "детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно".
Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено, что участие в проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, запрещается.
Специальное внимание в Конвенции о правах ребенка уделено правам несовершеннолетних, помещенных в учреждения системы здравоохранения или системы социальной защиты для ухода за ними, для их лечения. В отношении таких детей, как указано в Конвенции, "государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке".
В соответствии со ст. 63 СК обязанность заботиться о здоровье несовершеннолетних детей возлагается прежде всего на родителей и заменяющих их лиц. Последствия неисполнения этой обязанности предусмотрены ст. 77 СК. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. По аналогии с данной нормой решается вопрос о последствиях отобрания ребенка у усыновителей: органы опеки и попечительства в данном случае обязаны обратиться в суд с иском об отмене усыновления.
В соответствии с п. 14 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, при непосредственной угрозе жизни или здоровью подопечного органы опеки и попечительства обязаны немедленно забрать его у опекуна или попечителя.
Таким образом, в национальном законодательстве РФ имеется не так уж мало норм, направленных на обеспечение права несовершеннолетнего на жизнь и здоровое развитие. Другое дело, что многое зависит от эффективности экономических и организационных мер, направленных на борьбу за здоровье каждого ребенка. Именно этих мер оказалось явно недостаточно, что констатируется в Национальной стратегии. В частности, в ней отмечается, что в ряде субъектов РФ недостаточно финансово обеспечены региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья детей; ненадлежащим образом организуется медико-социальная помощь для беременных и кормящих матерей, проведение диспансеризации и иммунизации детей; бесплатные медицинские услуги, гарантированные государством, неправомерно подменяются платными медицинскими услугами; не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения; не соблюдаются права обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья.
Поэтому одним из основных направлений реализации Национальной стратегии является создание в России системы здравоохранения, дружественного детям. Сбережение здоровья каждого ребенка является одним из ключевых принципов данного документа. С этой целью должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, на всеобщую раннюю профилактику заболеваемости детей, на внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, на предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
"Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими" (ст. 33 Конвенции о правах ребенка). Всеобъемлющая наркотизация населения, выражающаяся не только в наркомании значительной части граждан, прежде всего, несовершеннолетних, но и в незаконном производстве и торговле наркотическими средствами, в проникновении наркобизнеса во все сферы общества, включая высшие эшелоны власти, может стать (если уже не стала) национальным бедствием современной России. Употребление несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств, токсических и иных одурманивающих веществ несомненно наносит непоправимый вред духовному и нравственному развитию; однако прежде всего,– не поддающийся никакой оценке вред их физическому и психическому здоровью. Поэтому содержащийся в ст. 33 Конвенции призыв к государствам-участникам защитить детей от наркотизации во всех ее проявлениях направлен, по нашему глубокому убеждению, прежде всего, на защиту их здоровья от посягательств со стороны мирового наркобизнеса.
Согласно преамбуле Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" целью противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсов является прежде всего охрана здоровья граждан, а также государственная и общественная безопасность. Данный Закон основан на таких международно-правовых актах, как Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Статья 54 данного Закона посвящена вопросам оказания наркологической помощи больным наркоманией. В п. 2 данной статьи предусмотрено, что больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия родителей или иных законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Не выражая никаких сомнений в принципиальной целесообразности и даже необходимости такого лечения, мы, тем не менее, вынуждены отметить, что ни в указанном выше Законе, ни в УК среди иных мер уголовно-правового характера, прежде всего, в числе принудительных мер медицинского характера, такая мера не упоминается.
Борьба за выживание и здоровое развитие ребенка ведется путем установления административной и уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и изготовленных на его основе спиртных напитков, а также в употребление иных алкогольных напитков и одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП, ст. 151 УК). В ст. 6.9 КоАП установлена ответственность за употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Однако если лицо, признанное больным наркоманией, с его письменного согласия направляется для лечения и социального восстановления в лечебно-профилактическое учреждение, оно освобождается от административной ответственности. В соответствии со ст. 20.22 КоАП за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за распитие ими в общественных местах пива или изготовленных на его основе спиртосодержащих напитков либо за распитие спиртных напитков и употребление иных одурманивающих веществ, за употребление ими наркотических средств или психотропных веществ – за все это к административной ответственности привлекаются родители или иные законные представители несовершеннолетних.
В ряде статей УК содержатся нормы, направленные на защиту несовершеннолетних от преступных действий лиц, сбывающих несовершеннолетним наркотические средства или психотропные вещества или склоняющих их к употреблению наркотических средств или психотропных веществ; в частности, такая норма содержится в п. "в" ч. 3 ст. 228.1, в п. "а" ч. 3 ст. 230 УК.
Немалая опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних исходит от полудикого российского рынка, на который поступают товары, работы или услуги, произведенные с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. В ст. 6.7 КоАП установлена административная ответственность за нарушения указанных требований к техническим (в том числе аудиовизуальным), иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, к учебникам и иной издательской продукции. В соответствии со ст. 238 УК производство, перевозку, хранение либо сбыт товаров или продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности или здоровья потребителей, влечет уголовную ответственность. В п. "в" ч. 2 данной статьи установлена более строгая ответственность за совершение подобных действий в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет.