Право на товарный знак и знак обслуживания
Законодательство РФ понимает под товарными знаками словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения, выполненные в любой цветовой гамме и служащие для индивидуализации – отличия товаров (или услуг) одних производителей от товаров (услуг) других производителей. К товарным знакам приравниваются знаки обслуживания, используемые организациями и гражданами – предпринимателями, деятельность которых заключается в оказании различных услуг (гостиницы, прачечные, транспортные предприятия, туристические бюро и др.).
Правовая охрана предоставляется на основании государственной регистрации знака российским патентным ведомством ши на основании международной регистрации в силу международного договора. Сведения о поданных заявках на регистрацию товарного знака публикуются в официальном бюллетене патентного ведомства. Любое лицо может ознакомиться с публикацией и представить возражения против регистрации, если, по его мнению, заявленное обозначение не соответствует требованиям закона.
Регистрационная система означает, что право на защиту товарного знака не может быть обосновано не только охраной тождественного товарного знака за рубежом, но и его фактическим использованием на территории РФ (при импорте товаров, экспонировании на выставках без последующей своевременной регистрации и т.п.) в силу принципа территориального действия охраны товарных знаков. Согласно п. 4 ст. 6 Парижской конвенции "знак, надлежащим образом зарегистрированный в какой-либо стране Союза, рассматривается как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах Союза, включая страну происхождения".
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. На товарные знаки, охраняемые в соответствии с международным договором РФ – Мадридским соглашением (см. о нем ниже) – свидетельства не выдаются. Срок действия свидетельства – 10 лет с даты поступления заявки на регистрацию. Практически же охрана знака не ограничена во времени, поскольку владелец свидетельства может неоднократно возобновлять регистрацию на очередные 10 лет при условии своевременной подачи об этом заявления в патентное ведомство и уплаты пошлины. Срок действия международной регистрации – 20 лет с правом неограниченного дальнейшего продления при условии уплаты пошлины. Основное требование, предъявляемое к изображению регистрируемого знака, – отличительные свойства, с помощью которых достигается индивидуализация маркируемых товаров. В ГК РФ детально регламентированы и другие основания, по которым заявленное обозначение не может быть признано охраноспособным в качестве товарного знака (ст. 1483 ГК РФ). В том числе согласно условиям Парижской конвенции (ст. 6 ter) не допускается регистрация обозначений, воспроизводящих государственную символику, а также символику международных организаций. Обмен информацией о таких обозначениях осуществляется странами-участниками через Международное бюро ВОИС. Нс допускается регистрация ложных обозначений, способных ввести в заблуждение потребителя товаров, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, что отвечает общепризнанным нормам мирового оборота.
В России товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью. Специальные правила установлены для регистрации "коллективных товарных знаков" на имя объединений предприятий (союзов, хозяйственных объединений и т.п.) для обозначения продукции, выпускаемой (или реализуемой) предприятиями, входящими в объединение.
Иностранные обладатели товарных знаков пользуются правами на охрану, использование и защиту товарных знаков на основе международных договоров РФ.
В России заявка на регистрацию товарного знака подается в патентное ведомство (Роспатент) на русском языке или с приложением перевода на русский язык. Перевод должен быть представлен не позднее трех месяцев со дня поступления заявки. Иностранные заявители, постоянно проживающие за границей, ведут дела, связанные с регистрацией товарных знаков, через патентных поверенных. В соответствии с двусторонними соглашениями между странами СНГ допускается взаимная подача заявок на регистрацию непосредственно заявителем.
Иностранные заявители могут зарегистрировать товарный знак в России как путем подачи заявки в Роспатент, так и на основе международной заявки, поданной в Международное бюро ВОИС. Российские заявители также могут получить охрану товарных знаков в зарубежных странах на основе международной регистрации. Для международной регистрации знака (помимо уплаты национального сбора) требуется предварительная уплата международной пошлины, включающей: основную пошлину, дополнительную пошлину за каждый класс товаров или услуг (сверх трех), для которых применяется знак, и добавочную пошлину за каждое заявление о территориальном расширении охраны.
Российские и иностранные заявители могут также воспользоваться льготами Парижской конвенции но конвенционному и выставочному приоритету. Для товарных знаков приоритетная льгота по обоим основаниям составляет шесть месяцев соответственно со дня подачи первой заявки или со дня открытого показа экспоната, на котором помещен товарный знак, на официально признанной международной выставке, проходящей на территории одного из государств – участников Парижской конвенции. Приоритет товарного знака может также устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ.
Исключительное право на товарный знак, удостоверенное государственной регистрацией, означает, что его обладатель может использовать зарегистрированный товарный знак любым не противоречащим закону способом и распоряжаться своим исключительным правом. Распоряжение исключительным правом на товарный знак осуществляется на основе гражданско-правовых договоров: об отчуждении исключительного права на товарный знак, о предоставлении права использования товарного знака, о коммерческой концессии. Договор об уступке товарного знака может быть заключен в отношении всех (полная уступка) или части товаров, для которых он зарегистрирован. Уступка не допускается, если это может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака в определенных договором пределах также может быть заключен в отношении всех или отдельных видов товаров, внесенных в реестр. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность. Оба договора подлежат обязательной регистрации в патентном ведомстве. Без такой регистрации они считаются недействительными.
Основным обязательством, определяющим особенности договора коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), является предоставление "правообладателем" "пользователю" комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности, который включает права: на товарный знак (и/или знак обслуживания), коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Договор заключается в письменной форме и подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. При несоблюдении этого требования (как и письменной формы) договор считается ничтожным и наступают последствия, предусмотренные ст. 165 ГК РФ.
Права владельца свидетельства на товарный знак защищаются от незаконного использования охраняемого знака в судебном порядке в соответствии с общими нормами ГК РФ о защите гражданских прав, общими и специальными нормами, предусмотренными гл. 69 (ст. 1252 и 1253) и гл. 76 (ст. 1515) Кодекса. Незаконным использованием признается использование без разрешения правообладателя товарного знака или сходного с ним обозначения в гражданском обороте на территории РФ. Имеется в виду использование товарного знака для индивидуализации тех товаров (услуг), для которых этот знак был зарегистрирован, или однородных товаров. Товары, упаковки товаров, этикетки, на которых незаконно размещены товарные знаки или сходные с ними обозначения, признаются контрафактными. Правообладатель, исключительные права которого нарушены, вправе потребовать прекращения нарушения, а также потребовать по своему выбору возмещения убытков от нарушителя или выплаты компенсации. Помимо этого он может требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, а также публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации.