Право на товарный знак и право на знак обслуживания

Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признается исключительное право. Это право удостоверяется свидетельством на товарный знак.

Роль товарного знака как средства индивидуализации товаров постоянно возрастает в условиях формирования свободного рынка товаров, работ и услуг. Товарный знак в рыночных условиях служит действенным средством создания здоровой конкурентной среды. Товарные знаки наряду с фирменными наименованиями и другими средствами индивидуализации помогают потребителям ориентироваться в однородных товарах различных производителей, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок.

Главная функция товарного знака – отличительная. При этом товарный знак помогает отличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. Если знак зарегистрирован для мебели, он не поможет в выборе зубной пасты. Другая важная функция – рекламная. Товарный знак, маркирующий хорошо зарекомендовавший себя товар, делает ему рекламу, повышает репутацию производителя, увеличивает объемы сбыта товаров и размеры прибыли.

Товарные знаки как средства индивидуализации товаров не являются плодом интеллектуальной деятельности, результатом которой служат произведения литературы, науки, искусства, исполнения, изобретения и тому подобные достижения, охрана которым предоставляется авторским правом, смежными правами и патентным правом. Однако по правовой охране они приравнены к указанным охраняемым результатам умственного труда и в этом смысле также являются интеллектуальной собственностью их владельцев.

Установленные ГК правила о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания. Эти знаки служат целям индивидуализации работ, выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, либо оказываемых ими услуг.

В Российской Федерации действуют нормы ст. 4, 6 и 7 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, относящиеся к товарным знакам (ст. 1482, 1495, 1507–1511 ГК). Важное значение для международной регистрации товарных знаков имеет Соглашение о международной регистрации знаков (г. Мадрид, 14 апреля 1891 г.) и Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (г. Ницца, 15 июня 1957 г.). Для развития российского законодательства о товарных знаках в последние годы заметную роль сыграли подготовлен-

ный Международным бюро ВОИС Договор о законах по товарным знакам – Trade law Treaty (tit) (г. Женева, 27 октября 1994 г.) (Россия присоединилась к TLT 11 мая 1998 г.), Договор о законах по товарным знакам (Сингапур, 27 марта 2006 г.) и Соглашение ТРИПС (TRIPS)[1].

Длительное время законодательство признавало субъектами права на товарный знак лишь юридические лица. В настоящее время они также названы в первую очередь как обладатели исключительного права на товарный знак. При этом, поскольку согласно п. 1 ст. 1477 ГК товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, обладателями исключительного права на товарные знаки могут быть не все юридические лица, а прежде всего те, которые выпускают товары (либо производят работы или оказывают услуги), т.е. коммерческие организации – юридические лица.

Некоммерческие организации – юридические лица могут приобрести исключительное право на товарный знак лишь в том случае, когда они осуществляют предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Обладателями исключительного права на товарный знак могут стать также правопреемники юридических лиц при их реорганизации, наследники индивидуальных предпринимателей – физические и юридические лица, а также другие лица, приобретающие в силу закона или договора данное исключительное право.

Товарные знаки в Российской Федерации регистрирует только один государственный орган – Роспатент. Государственная регистрация осуществляется путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, сокращенно именуемый Государственным реестром товарных знаков.

Документ, выдаваемый на товарный знак, традиционно именуется свидетельством. Обязательным условием его выдачи служит, как и для выдачи патента на результаты интеллектуальной деятельности (на изобретение, полезную модель, промышленный образец), регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

В качестве охранного документа свидетельство выполняет две основные функции: 1) удостоверяет приоритет товарного знака и 2) исключительное право на товарный знак.

Исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, действует в отношении только тех товаров, которые указаны в самом свидетельстве. Перечень данных товаров определяется в соответствии с правилами Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, урегулированной Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения (например, обонятельные, звуковые) или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК).

Как в словесных, так и в изобразительных товарных знаках могут фигурировать различные предметы живой и неживой природы. Однако выбор большинства товарных знаков базируется на интуитивных предположениях тех, кто хочет продать продукт. Они склонны обосновывать свой выбор товарных знаков собственными знаниями физических свойств изделия, а затем полагать, что их личные взгляды будут соответствовать психологии и схемам восприятия, существующим в группах потребителей. Поэтому в мировой практике в основе многих товарных знаков используются своеобразные вечные привлекательные символы: солнце, глаза, женская фигура, звезды, короны и т.п.

Типичными объемными товарными знаками являются закрепленные на капоте автомобиля фигурки бегущего оленя (автомобиль "Волга"), трех лучей в окружности (автомобиль "Мерседес") и т.п. Объемные товарные знаки часто выражаются в виде упаковок товаров – коробок конфет, бутылок и банок для напитков, флаконов духов, моющих средств и т.п. Примерами звуковых товарных знаков могут служить позывные звуки радиостанции, а обонятельного – базовый запах определенной линии парфюмерного изделия (духи "Москва", "Шанель" и т.п.).

Комбинированные товарные знаки сочетают элементы различных других товарных знаков. Чаще всего в них сочетаются элементы словесных и изобразительных товарных знаков. Например, изображения ладьи и слова "Жигули" (автомобиль производства ОАО Тольяттинский автомобильный завод). Нередко словесный элемент комбинированного знака представляет собой часть фирменного наименования юридического лица. Примерами подобных товарных знаков сейчас нередко служат помещаемые на изделиях и (или) их упаковке (таре) этикетки (чая, кофе, кондитерских изделий и напитков).

Классификация товарных знаков может основываться также на других критериях. Если словесный или другой товарный знак предназначен для обозначения товаров, производимых или реализуемых несколькими лицами, входящими в объединение этих лиц, он именуется коллективным знаком. Товарный знак или обозначение, которые в результате интенсивного использования стали широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей, могут быть в установленном законом порядке признаны общеизвестными товарными знаками.

Отдельно определяются колористические признаки товарного знака. Регистрация товарного знака не зависит от того, в каком цвете или сочетании цветов он выполнен. Выбор цвета или цветового сочетания определяется заявителем. Однако это не означает, что использование товарного знака, зарегистрированного в одном цвете или цветовом сочетании, в другом цвете или цветовом сочетании, не будет рассматриваться как нарушение права на товарный знак. Если использованы словесные, изобразительные и иные признаки знака, изменение лишь одного цвета не означает, что третье лицо не использовало знак, зарегистрированный в другом цвете или цветовом сочетании.

Статья 1483 ГК содержит нормы, являющиеся ключевыми для определения охраноспособности товарного знака и его государственной регистрации. В отличие от критериев патентоспособности, скажем, изобретения, закрепленных в ст. 1350 ГК, сравнение с которыми заявленного новшества позволяет вынести решение о выдаче или об отказе в выдаче на него патента, охраноспособность товарного знака устанавливается своеобразным методом "от противного".

ГК закрепляет перечень обозначений, которые по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Прежде всего, не допускается государственная регистрация как товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, скажем, таких как, например: знаки пунктуации и препинания – точки, запятые, тире и т.п., а также линии, простые геометрические фигуры, отдельные буквы и цифры, не несущие никакой информационно-смысловой нагрузки. Точно так же не обладают различительной способностью сами по себе наименования видов товаров (мебель, брюки, посуда и т.п.), слова и знаки, указывающие на особенности стирки и глажения отдельных видов одежды.

Не допускается государственная регистрация обозначений, состоящих полностью из элементов, являющихся общепринятыми символами и терминами, такими символами, как, например, знак остановки "Stop". Не регистрируются обозначения, элементы которых исключительно характеризуют, т.е. оценивают товары как таковые, указывая на их вид (туфли, цемент, стеклопакет), качество (прочный, надежный, яркий), количество (тонна, литр, кубометр), свойство (твердый, водоотталкивающий, несгораемый), назначение (кровельный, консервный, зимний), ценность, а также на время, место и способ производства или сбыта товаров (в том числе названия и адреса фирм-производителей и поставщиков).

В регистрации знака может быть отказано, если он состоит только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (шар – для футбольных мячей, силуэт электрической лампочки – для электрических ламп накаливания).

Все эти запреты не применяются в отношении обозначений, которые:

1) приобрели различительную способность в результате их использования;

2) состоят только из элементов, указанных в подп. 1–4 п. 1 ст. 1483 ГК и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые относятся к объектам, не подлежащим правовой охране в соответствии со ст. 1231.1 ГК, или сходны с ними до степени смешения.

Согласно данной статье не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:

1) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Указанные официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в промышленный образец или средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

Помимо многих перечисленных обозначений, которые хотя бы и как неохраняемые элементы, но все-таки могут быть включены в товарные знаки, если они не занимают в них доминирующего положения, имеются два вида запретов, которые ни при каких условиях не позволяют зарегистрировать некоторые обозначения в качестве товарных знаков. Эти запреты в первую очередь касаются обозначений, которые представляют собой либо содержат элементы, являющиеся ложными или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. На первый взгляд, между ложными товарными знаками и товарными знаками, способными ввести в заблуждение, существует только терминологическое различие. Например, если на автомобиль марки "Жигули" предлагается зарегистрировать товарный знак с указанным в качестве заявителя ОАО "Московский автомобильный завод имени Лихачева", то подобный знак, будь он зарегистрирован, можно, бесспорно, рассматривать как ложный. Многим известно, что "Жигули" выпускаются Тольяттинским заводом. Поэтому указание в качестве производителя автомобилей московского предприятия будет ложным относительно производителя данного товара и места его нахождения.

Однако не исключена и другая ситуация. Дело в том, что оценка знака как вводящего в заблуждение зависит от субъективных знаний отдельных потребителей об определенном товаре, его производителе и месте нахождения последнего. Скажем, если лицо не знает, что "Жигули" производятся в г. Тольятти, для пего указание г. Москвы как места их производства явится фактором, вводящим в заблуждение.

Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Категория общественных интересов включает интересы как всего общества, всего населения, так и их отдельных слоев или групп. Обозначения, подпадающие под это основание запрета, как правило, связаны с антигосударственными, антирелигиозными, антидемократическими и (или) националистическими лозунгами, символами (вроде свастики) и иными изображениями, оскорбляющими патриотические, религиозные и т.п. чувства.

Запрет на государственную регистрацию в качестве товарных знаков изображений культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, связан с отсутствием согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. Например, если изображение Аленушки с картины кисти художника Васнецова хранится в Третьяковской галерее, то на регистрацию данного изображения (в том числе на обертках конфет и (или) на коробках для конфет) в качестве товарного знака необходимо получить согласие администрации указанной галереи. Без такого согласия регистрация не допускается.

В целях превентивного приведения законодательства РФ в соответствие с требованием ст. 23 Соглашения ТРИПС в ст. 1483 ГК включены нормы, не допускающие регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств – участников указанного соглашения. Речь идет об обозначениях, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории данного государства (производимые в границах его географического объекта). Указанные правила касаются прежде всего таких охраняемых обозначений, как "Коньяк", "Шампанское", "Русская водка", "Шотландское виски" и т.п.

Отказ в регистрации товарного знака может быть мотивирован тождеством или сходством до степени смешения заявленных обозначений: во-первых, с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации; во-вторых, с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором РФ (например, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков), в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; в-третьих, с товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты, более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.

Однако регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подп. 1 и 2 п. 6 ст. 1483 ГК, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем. Эти положения не применяются только в отношении обозначений, сходных до степени смешения с коллективными знаками.

По общему правилу нельзя регистрировать в качестве товарных знаков в отношении любых (т.е. не обязательно однородных) товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК. Сходные правила о недопустимости регистрации товарного знака связаны с фирменными наименованиями и коммерческими обозначениями. Запрет на регистрацию товарного знака может быть предопределен коллизией между заявленным обозначением и некоторыми другими обозначениями, относящимися к сферам авторского и патентного права.

Поэтому не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, тождественное названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрации товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту. Непременными условиями отказа в регистрации служат: 1) отсутствие согласия правообладателя и 2) возникновение авторских прав ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, тождественные имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, или обозначения, сходные до степени смешения с данными объектами, без согласия этого лица или его наследника. Запрет на регистрацию установлен для обозначения, тождественного промышленному образцу и знаку соответствия. Единственным условием запрета служит возникновение прав на эти объекты ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с ГК средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в п. 9 ст. 1483 ГК. Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается лишь при наличии соответствующего согласия.

Наконец, по основаниям, предусмотренным ст. 1483 ГК, правовая охрана не предоставляется также товарным знакам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами РФ.

Как и исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, искусства и т.п.), а также на другие средства индивидуализации (в частности, на фирменное наименование), характеристика понятия и содержания исключительного права на товарный знак основывается на ряде общих норм об исключительном праве.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. Таким образом, ГК трактует исключительное право на товарный знак как исключительное право использования, действующее в отношении всех третьих лиц (позитивная функция права на товарный знак). Одновременно ГК закрепляет другую позитивную функцию данного права – возможность распоряжения исключительным правом, а также право запрещать использовать сходные с зарегистрированным товарным знаком обозначения (негативная функция права на товарный знак).

В соответствии с п. 5 ст. 1229 ГК ограничения исключительных прав на товарные знаки устанавливаются в отдельных случаях при условии, что такие ограничения учитывают законные интересы правообладателей и третьих лиц.

Универсальными формами осуществления исключительного права на товарный знак (в том числе знак обслуживания) служит их помещение на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, а также в письменных предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе в направляемых контрагентами друг другу запросах и предложениях о покупке, продаже, перевозке, хранении товаров и грузов, строительстве объектов, страховании товаров, ипотеке, лизинге, факторинге, франчайзинге, лицензионных и т.п. договорах различных классов, типов и видов.

Для всех видов товарных знаков и, в особенности для знаков обслуживания, традиционными формами реализации исключительных прав их владельцев служат объявления, вывески и реклама. Использование товарных знаков в рекламе должно производиться с учетов прав и обязанностей всех участников рекламных правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-Φ3 "О рекламе". Важно отмстить, что в соответствии с ч. 11 ст. 5 данного Закона "при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации". Эта норма имеет особое значение для словесных и комбинированных с ними других товарных знаков.

В последние годы значительную роль в реализации обладателями товарных знаков своих прав стала играть всемирная компьютерная сеть Интернет, в том числе доменные имена и другие способы адресации ее пользователей.

Товарный знак сам по себе, будучи помещен на товарах, их упаковке, размещен в рекламе и в сети Интернет, выполняет функции различения однородных товаров разных производителей, гарантирования их качества и их рекламы. Однако реализация этих его функций значительно возрастает, если для оповещения о своем исключительном праве правообладатель использует знак охраны, помещаемый рядом с товарным знаком. Закон допускает четыре варианта исполнения знака охраны: 1) латинская буква "R"; 2) латинская буква "R" в окружности ®; 3) словесное обозначение "товарный знак"; 4) "зарегистрированный товарный знак".

В прежние годы неиспользование товарного знака обычно было связано с экономической незаинтересованностью его обладателя. В современных рыночных условиях факт неиспользования может быть обусловлен как полной утратой правообладателем интереса к использованию товарного знака, так и другими его тактическими либо стратегическими соображениями, в частности, изначальным намерением неиспользования товарного знака, подменой его "номинальным использованием". Законодатель учитывает эти соображения при установлении условий и порядка применения последствий неиспользования товарного знака.

Главным последствием неиспользования товарного знака является досрочное прекращение его правовой охраны. Возможно прекращение правовой охраны товарного знака как тотальное (в отношении всех товаров), так и ограниченное (в отношении части товаров), для индивидуализации которых знак был зарегистрирован. Досрочное прекращение правовой охраны товарного знака допускается при условии его трехлетнего неиспользования. Не имеет значения, в какие из трех лет установленного срока его охраны имело место неиспользования после государственной регистрации товарного знака. Важно лишь, чтобы эти три года длились непрерывно.

В ГК установлен 10-летний срок действия исключительного права на товарный знак. Его действие начинается, однако, не со дня выдачи свидетельства на товарный знак, а со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Вместе с тем действие исключительного права ограничивается 10-летним сроком далеко не на всякий товарный знак, поскольку этот срок может быть продлен неограниченное число раз. Продление срока каждый раз на очередные 10 лет производится по заявлению правообладателя. Продление осуществляется, естественно, прежде всего на товарные знаки, индивидуализирующие товары, работы и услуги, хорошо зарекомендовавшие себя на соответствующем рынке.

Оформление исключительного права на товарный знак традиционно осуществляется путем подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака, кратко именуемую заявкой на товарный знак. Заявка подается в федеральный орган по интеллектуальной собственности. В качестве заявителей могут выступать юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие). Что касается физических лиц (граждан), то они могут подавать заявки лишь в случае, если они обладают правами индивидуального предпринимателя.

Заявка на товарный знак строго формализована. И первое легальное требование к ней выражается в том, что она должна относиться только к одному товарному знаку. Не принимаются к рассмотрению заявки, относящиеся к двум или более товарным знакам.

Точно так же формализован и сам состав заявки. Она должна включать строго определенный набор документов, которые представляются в последовательности, установленной ГК. В первую очередь заявка на товарный знак должна содержать заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака. Обязательными реквизитами заявления служат указания заявителя в зависимости от его статуса (гражданин или юридическое лицо) на его место жительства или место нахождения.

Следующим документом заявки служит заявляемое обозначение. Его внешнее выражение зависит от вида товарного знака: словесного, изобразительного или комбинированного. Их выражение не представляет особой сложности. Сложнее выполнить (представить) звуковые, световые, обонятельные и т.п. товарные знаки. Они выражаются, прежде всего, в их названиях, а также в графических изображениях, фонограммах и т.п. Важным документом заявки является перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака, сгруппированных по классам МКТУ. Не менее важен и такой документ заявки, как описание заявляемого обозначения. Особое значение этот документ имеет для таких товарных знаков, которые невозможно изобразить словами, рисунком или их комбинацией.

Если заявка подастся на коллективный знак, то в соответствии с п. 5 ст. 1492 к ней должен быть приложен также устав коллективного знака.

Важную роль в оформлении как патентных прав, так и прав на товарные знаки играют патентные поверенные. Ведение дел с федеральным органом по интеллектуальной собственности может осуществляться заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в указанном федеральном органе, либо через иного представителя.

ГК регламентирует дату подачи заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности, по которой устанавливается приоритет, т.е. первенство товарного знака.

Помимо приоритета товарного знака, устанавливаемого на базе российской заявки, приоритет данного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак за рубежом в соответствии со ст. 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Имеется в виду заявка, поданная в государстве – участнике Конвенции. Такой приоритет именуется конвенционным приоритетом. Обязательным условием установления конвенционного приоритета служит подача заявки на товарный знак в федеральный орган по интеллектуальной собственности не позднее шести месяцев с даты подачи первой заявки.

После подачи заявки на товарный знак в федеральный орган по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки. Указанный орган публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на товарные знаки. После публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в федеральный орган по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. 1477 и 1483 ГК.

Центральное место в процедуре приобретения прав на товарный знак занимает экспертиза заявки, проводимая федеральным органом по интеллектуальной собственности. Различают формальную экспертизу заявки и экспертизу заявленного обозначения, т.е. экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака.

Назначение формальной экспертизы заявки на товарный знак, проводимой в течение месяца со дня ее подачи, состоит, прежде всего и главным образом, в проверке наличия необходимых документов заявки и соответствия их содержания требованиям, установленным законодательством.

Основанием для проведения экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака (экспертизы заявленного обозначения), служит проведение формальной экспертизы с положительным результатом. Данная экспертиза проводится только по заявке, принятой к рассмотрению в результате ее формальной экспертизы. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака, также заканчивается одним из двух возможных решений. По результатам данной экспертизы федеральный орган по интеллектуальной собственности принимает решение либо о государственной регистрации товарного знака, либо об отказе в его регистрации.

Действия федерального органа по интеллектуальной собственности, выразившиеся в принятии того или иного решения по заявке на товарный знак, не являются окончательными. Они могут быть оспорены заявителем при наличии к тому необходимых оснований.

Решения федерального органа по интеллектуальной собственности об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению, о государственной регистрации товарного знака, об отказе в государственной регистрации товарного знака и о признании заявки на товарный знак отозванной, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении правовой охраны на территории РФ товарному знаку в соответствии с международными договорами РФ могут быть оспорены заявителем путем подачи возражения в указанный орган в течение четырех месяцев со дня направления соответствующего решения или запрошенных у данного органа копий противопоставленных заявке материалов при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение двух месяцев со дня направления соответствующего решения.

После принятия решения о государственной регистрации товарного знака федеральный орган по интеллектуальной собственности не сразу осуществляет указанную регистрацию. Он делает это лишь после уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него. Регистрация осуществляется в месячный срок, исчисляемый со дня уплаты пошлины путем внесения товарного знака в Государственный реестр товарных знаков.

Выдача свидетельства на товарный знак осуществляется федеральным органом по интеллектуальной собственности. Срок для выдачи установлен в один месяц. Этот срок исчисляется со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

Процедуры как регистрации отечественных товарных знаков за рубежом, так и их международной регистрации довольно сложны и требуют знания ряда упоминавшихся ранее международно-правовых актов. Это, прежде всего, Парижская конвенция по охране промышленной собственности и действующие в ее рамках такие акты, как Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к данному соглашению. Кроме того, при международной регистрации товарных знаков используется Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, которое дополнено Инструкцией и Руководством по международной регистрации знаков.

Общеизвестные товарные знаки по самому названию предполагают их популярность и привлекательность, во всяком случае, для потребителя товаров, которые ими маркируются. Товарный знак признается общеизвестным по заявлению заинтересованного в этом лица.

Существует, по меньшей мере, три категории товарного знака, который может быть признан общеизвестным. Это, во-первых, знак, который лицо, использующее его или другое обозначение в качестве товарного знака, считает общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком; во-вторых, это товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором РФ; в-третьих, это обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ.

Решение о признании указанных товарных знаков или обозначений, используемых в их качестве, принимает федеральный орган по интеллектуальной собственности при соблюдении трех непременных условий. Во-первых, товарный знак или обозначение должно интенсивно использоваться в Российской Федерации. Во-вторых, в результате данного использования они стали на указанную в заявлении дату широко известны в нашей стране. И, в-третьих, они должны быть широко известны прежде всего среди соответствующих потребителей именно в отношении товаров заявителя.

На практике весьма распространено пользование одним и тем же товарным знаком не одним лицом, а их объединением. Такой знак именуется коллективным. Его государственная регистрация должна отвечать ряду дополнительных требований. Во-первых, правом на государственную регистрацию коллективного знака обладает не любое объединение лиц, а лишь такое объединение, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано. Например, в России такими объединениями являются ассоциации и союзы юридических лиц. Вторым требованием к государственной регистрации коллективного знака является его предназначенность для обозначения товаров, производимых или реализуемых лицами, входящими в соответствующее объединение. В-третьих, указанные товары должны обладать едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.

Как любой товарный знак, коллективный знак регистрируется по заявке, подаваемой в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Главная особенность государственной регистрации коллективного знака связана с заявкой на него, к которой в обязательном порядке должен быть приложен устав коллективного знака. Устав коллективного знака должен содержать следующие сведения: наименование правообладателя, которым выступает объединение, уполномоченное зарегистрировать коллективный знак на свое наименование; перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака; цель регистрации знака (она может быть связана с целями деятельности самого объединения); перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком; условия использования коллективного знака; положения о порядке контроля за его использованием и об ответственности за нарушение его устава.

Допускается возможность оспаривания и признания недействительным предоставления товарному знаку правовой охраны. Оспаривание предоставления правовой охраны товарному знаку одновременно означает и оспаривание решения о государственной регистрации товарного знака, а также основанного на этой регистрации признания исключительного права на данный товарный знак. В свою очередь признание недействительным предоставления товарному знаку правовой охраны означает отмену решения федерального органа по интеллектуальной собственности о регистрации данного товарного знака.

Правовая охрана товарного знака может прекратиться как в бесспорном порядке по объективным причинам, например, в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак или отказом правообладателя от права на товарный знак, так и по решению суда или федерального органа по интеллектуальной собственности. В частности, суд по заявлению любого заинтересованного лица может принять решение о досрочном прекращении полностью или частично правовой охраны коллективного товарного знака в случае его использования на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.