Право: сущность и отношение к другим социальным регуляторам

Обычно термином "право" обозначают обязывающие людей предписания (нормы), которые обеспечивают требуемое ими поведение санкцией (угрозой принуждения). В таком обязывании можно видеть сущность права в первом приближении. Но есть другие нормы, что обязывают людей к некоему поведению (морали, религии, этикета и пр.); эти нормы также имеют санкции (их нарушение влечет неблагоприятные последствия: осуждение, исключение из круга общения, принуждение и т.п.). Нужно также учитывать, что наряду с нормами, обеспечиваемыми государственным принуждением (государственно организованное право), есть нормы, которые существуют вне зависимости от государственной защиты.

ВАЖНО!

В правоведении принято разделять закон, lex (государственно организованное право), и собственно право, ius, к которому наряду с законом относятся также и негосударственные правопорядки (обычное, каноническое право, "мягкое" право и пр.).

С формальной точки зрения к числу общих черт государственных и негосударственных правовых порядков относятся следующие: 1) правовые предписания и сопутствующие им санкции формулируются органами, специально определенными для этого в силу существующего социального порядка, тогда как неправовые нормы, как правило, формируются либо спонтанно в процессе социального взаимодействия, либо сознательно и намеренно, по их создатель не наделен заранее формальной компетенцией на их создание и изменение; 2) процесс наложения санкций в праве заранее определен и нормативно регламентирован, тогда как санкции за нарушение неправовых норм обычно применяются стихийно, их ОГЛАВЛЕНИЕ и пределы формально не регламентированы; 3) в обществе есть органы (особые группы лиц и организации), которые имеют формально регламентированную компетенцию изменять нормы права, тогда как неправовые нормы изменяются в ходе социальной эволюции.

С содержательной (материальной) точки зрения правовые нормы могут рассматриваться как: 1) модальные правила (запреты, разрешения или дозволения); 2) отражающие социальный интерес, т.е. устанавливаемые в интересах всего общества и, в этом смысле, в публичных интересах; 3) имеющие действие (эффективность) в обществе и значимость для него; 4) связывающие обязанности одних лиц с правами других лиц на применение (инициацию процесса применения) санкций; 5) предполагающие наличие специальных форм и процедур для своего создания, применения и изменения. Как дополнительный критерий можно указать на особый язык, стиль документов, приемы и правила аргументации, которые характеризуют отличие правового регулирования от иных социальных регуляторов.

Право не является закрытой системой, т.е. между правом, моралью, этикетом и прочими регуляторами общественных отношений нет непроходимых границ: на практике они, как правило, тесно связаны (применение права часто фактически или даже нормативно зависит от моральной оценки – к примеру, сделки, противоречащие нравственности, злоупотребление правом и пр.).

С одной стороны, у права есть формальная (в смысле единства структуры, иерархичности строения, наличия формальных границ, замыкающих принципов и пр., что отличает правовой порядок от порядков религиозных, этических) и процедурная (наличие особых процедур, правил принятия и применения права) автономия. С другой стороны, это не исключает пересечения в общественной жизни права и других социальных явлений, размытость границ самого права, его взаимодействие с другими регуляторами при определении должного поведения людей.