Право в системе социальных норм

Порядок отношений между членами общества определяется и регулируется разнообразными социальными нормами: моральными, нравственными, этическими, религиозными, корпоративными и др. Правовые нормы – одна из разновидностей социальных норм, обладающая собственными специфическими признаками. Рассмотрим соотношение права и иных социальных норм путем выявления их общих и особенных черт.

Большой интерес представляет сравнение правовых и религиозных норм. Однако следует иметь в виду, что их соотношение будет принципиально различным для светских и теологических государств. Мы приводим сравнение норм в светском государстве, каковым является Российская Федерация.

Религиозными нормами называют правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах, произведениях авторитетных духовных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется отправление обрядов, порядок церковной службы и т.п. Ряд религиозных норм имеет моральное ОГЛАВЛЕНИЕ.

В настоящее время нормы российского права соприкасаются с религиозными нормами.

Так, законодательством создана правовая основа деятельности религиозных организаций, установлены гарантии свободы вероисповедания и распространения религиозных убеждений и т.п.

Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

(извлечение)

2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем между правовыми и религиозными нормами имеются существенные различия. Так, религиозные нормы не поддерживаются принудительной силой государства, не имеют формальной структуры, заключены в иных, не правовых формах (источниках) и имеют ряд других отличий. Особенно отличается стиль и форма религиозных и правовых норм. Текст религиозных источников носит описательный, образный, метафорический и даже мистический характер. Предписания изложены образным языком. Они предназначены не столько для понимания, сколько для чувственного восприятия. Требования к юридическим текстам диаметрально противоположны, так как они предопределены для рационального восприятия и точного исполнения.

Существуют различия в субъектах, адресатах, участниках религиозных и правовых отношений.

Тесным является взаимодействие права и морали. Мораль определяется как известная совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.

Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "я", т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что называется совестью – способностью к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект – конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Соотношение между правом и моралью достаточно сложное. Оно включает в себя четыре компонента: единство, взаимодействие, различие и противоречия.

Единство права и морали выражается в том, что они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами. У них единая нормативная природа.

Право и мораль – оба эти явления обусловлены экономическими, культурными и иными факторами. Это делает данные понятия однотипными. И право, и мораль опираются на единый политический фундамент – реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы различных слоев и групп населения.

Мораль и право имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения.

Объединяет право и мораль их цель: гармонизация личных и общественных потребностей, развитие личности, утверждение идей справедливости и гуманизма. Они основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им различных вариантов поведения.

Как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей.