Право общей собственности
В имущественном обороте часто встречаются ситуации, когда одно и то же имущество одновременно принадлежит на праве собственности нескольким лицам, т.е. является общим имуществом. Так, например, собственник может завещать дом сразу нескольким лицам; несколько человек могут совместно купить автомобиль; совместно нажитое в браке имущество также в соответствии с законодательством является общим имуществом супругов. Таким образом, на одно имущество приходится сразу несколько собственников. Правовые нормы, регулирующие взаимоотношения таких собственников (называемых общими собственниками), их права и обязанности по отношению к общему имуществу, образуют субинститут права общей собственности.
"Интеллектуальная собственность"
В настоящее время становится популярным понятие "интеллектуальная собственность", употребляемое в том числе и в Гражданском кодексе РФ.
На самом деле то, что именуется интеллектуальной собственностью, к праву собственности имеет косвенное отношение. Собственно, сложно выделить еще что-нибудь общее между этими двумя явлениями, помимо названия.
Исторически понятие "интеллектуальная собственность" сформировалось после того, как король Франции в качестве особой милости назвал Бомарше собственником его произведения "Фигаро". Однако очень скоро выяснилось, что эта "милость" оказалась медвежьей услугой, а применение правил права собственности к результатам творческой деятельности поставило такого "собственника" в затруднительное положение.
Обычно под термином "интеллектуальная собственность" понимают определенное право на результат творческой деятельности, т.е. на произведения науки, литературы, искусства (литературные, драматические, хореографические, музыкальные произведения, кино-, теле- и видеофильмы, произведения живописи, скульптуры, графики, программы для ЭВМ и др.); изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также приравненные к ним фирменное наименование юридического лица, товарный знак и др. Однако пока остается невыясненным, что это за право.
Прежде всего в любом конкретном результате творческой деятельности (например, книге, видеокассете с фильмом) необходимо различать вещественную оболочку (бумага с напечатанными буквами, видеокассета с записанными на нее сигналами) и идею, которая в данном объекте воплощена (само произведение, как совокупность идей, т.е. явление идеального порядка). Соответственно, на материальный объект (например, книгу как предмет, совокупность переплетенных страниц) действительно существует право собственности его владельца. Переход права собственности на них осуществляется по обычным для всех вещей правилам.
Идеи, содержащиеся, например, в книге,–объекты другого плана, и поэтому процесс их создания и использования не может быть урегулирован так же, как и оборот обычных вещей.
1. Прежде всего, невозможно физически обладать идеями, образами, можно обладать только их материальными носителями.
2. Нельзя также говорить о классическом правомочии пользования, так как идеи могут одновременно находиться в пользовании бесконечного круга лиц.
3. Идеи, образы не потребляются, не амортизируются в физическом смысле.
4. Для вещи обязательным свойством является местонахождение, в то время как идеям, образам открыты все границы.
5. Информации присущ особый порядок распространения: появление ее в новом месте не означает утрату прежним обладателем. Поэтому к идеям неприменимы правила о купле-продаже вещи и др.
Давайте представим, что будет, если к обороту результатов творческой деятельности применить правила права собственности. Допустим, автор произведения, напечатав несколько экземпляров книги, продаст один из них другому лицу. Тот, приобретя книгу и (гипотетически) право собственности на идею, решает размножить произведение (ведь он собственник, может пользоваться и распоряжаться идеей!), получив при продаже книги определенную прибыль. В процессе тиражирования новому собственнику могут не понравиться некоторые части книги, которые он, обладая правом распоряжения идеей, решает переделать. В итоге оказываются нарушенными интересы как автора, так и читателей. Как видим, использование конструкции права собственности в данном случае приводит к абсурдной ситуации.
Поэтому на результаты творческой деятельности закрепляется не право собственности, а совсем другое – так называемое исключительное право на результаты творческой деятельности. ОГЛАВЛЕНИЕ этого права составляют не правомочия владения, пользования и распоряжения, а совсем другие, главным из которых является правомочие запуска произведения в оборот, благодаря которому информация становится доступной для неопределенного круга лиц. Только лицо, обладающее исключительным правом, может разрешить публикацию произведения в определенном объеме, его переиздание и т.п.
Это надо запомнить
1. Вид права собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), специфически регулирующих какой-либо вид отношений собственности.
2. Причиной существования видов права собственности является разнородность соответствующих отношений.
3. В зависимости от категории собственника выделяется право собственности граждан, право собственности юридических лиц и право собственности государственных и муниципальных образований.
4. В юриспруденции термин "форма собственности" означает совокупность правовых норм, регулирующих принадлежность имущества государству (муниципальному образованию) или частным лицам. Соответственно, выделяются государственная (муниципальная) и частная формы собственности. В Российской Федерации право государственной, муниципальной и частной собственности защищаются равным образом.
5. В зависимости от категории имущества, принадлежащего на праве собственности, выделяется право собственности на движимое и недвижимое имущество.
6. Принадлежность имущества одновременно нескольким лицам регулируется правом общей собственности.
7. "Интеллектуальная собственность", точнее, исключительные права на результаты творческой деятельности не имеет к праву собственности никакого отношения.