Право и мораль

Право и мораль являются основными социальными регуляторами поведения людей в обществе. В этом ряду следует поставить и религиозные нормы как мощнейший внутренний регулятор поведения, однако опять же только в той мере, в какой они содержат нормы морали, общие для всего человечества.

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется следующим образом. Мораль – это форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого.

Право и мораль имеют общие черты, имеют различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты права и морали:

1) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

2) являются основными регуляторами поведения;

3) имеют общую цель – регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

4) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

5) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Черты, различающие право и мораль, состоят в следующем:

1) мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право – с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества;

2) в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе могут действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль);

3) нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. Основные категории морального сознания – "добро" и "зло", без которых невозможна любая моральная оценка. При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли;

4) мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор. В отличие от права, где можно достаточно четко провести грань между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Но речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается;

5) не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если эти предметы представить в виде кругов, то они будут пересекаться. Это означает, что у норм права и норм морали есть общий предмет регулирования, но есть и социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования – сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т.п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они в принципе, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет техникоюридических норм;

6) с точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов), как система права;

7) право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует "золотое правило" морали: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: "впереди" могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.