Право международной безопасности

В международном праве постепенно возникли и прошли становление нормы, принципы, институты, регулирующие военно- политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности. Этот комплекс норм составляет в МП отрасль — право международной безопасности.

Когда-то вопросы безопасности решались государствами самостоятельно — в одиночку или в коалициях. И сегодня европейские страны и США пытаются обеспечить безопасность для себя — в своих групповых интересах — посредством военной организации НАТО. Укрепление безопасности на групповой основе несет угрозу всем остальным государствам, которые остаются незащищенными перед лицом НАТО.

Сегодня, как никогда, назрела необходимость в интернационализации вопроса глобальной безопасности, в продвижении идеологии всеобъемлющей коллективной международной безопасности. Такая система невозможна без России и возможна только вне НАТО — либо в рамках ООН, либо па межрегиональном уровне. В решении этой проблемы заинтересовано все человечество.

Институциональной основой идеологии поддержания мира и коллективной безопасности явилась Организация Объединенных Наций — ООН. В самом общем плане ООН преследует цель: а) подавлять акты агрессии; б) подавлять другие нарушения мира; в) предотвращать и устранять угрозу миру.

Эти задачи юридически обеспечены рядом универсальных, императивных принципов МП, а именно: принципом неприменения силы и угрозы силой; принципом территориальной целостности и неприкосновенности; принципом мирного разрешения споров; принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Это те принципы, которые прежде всего необходимы для мирного сосуществования государств.

Право международной безопасности имеет свои специальные (отраслевые) принципы: принцип неделимости международной безопасности; принцип ненанесения ущерба безопасности других государств; принцип равной и одинаковой безопасности и др. По поводу самого наличия и содержания этих принципов идут споры, особенно в западных странах, где сильно противодействие юридическому закреплению таких норм.

Можно выделить несколько направлений, на которых решаются проблемы угрозы миру и международной безопасности:

• предотвращение агрессии;

• нераспространение ядерного оружия;

• контроль над вооружениями и разоружение;

• предотвращение и разрешение вооруженных конфликтов;

• соблюдение правил ведения военных действий;

• укрепление региональной безопасности.

Главной опасностью для мира и безопасности государств является агрессия, т.е. вооруженное нападение. В современном МП агрессия признается в качестве серьезного правонарушения (международного преступления). Устав ООН закрепил запрет на применение не только силы, но и угрозы силой. В резолюцию ГА ООП "Определение агрессии", принятую по инициативе СССР в 1974 г., было включено положение: "Агрессивная война является преступлением против международного мира", независимо от того, имел место факт объявления войны или нет. Государства западного цивилизационного типа всячески сопротивлялись принятию данной резолюции ГА ООН и до сих пор, по сути, отвергают имеющееся определение агрессии. ГА ООН в 1981 г. приняла Декларацию, в соответствии с которой тягчайшим преступлением против человечества является применение ядерного оружия первым.

В Статуте Международного уголовного суда содержится указание на агрессию как па один из составов преступлений (ст. 5, ч. 2). Агрессией следует считать применение вооруженной силы против государства, когда страдает политическая независимость, территориальная неприкосновенность и суверенитет страны.

Совету Безопасности ООН предоставлено право определять, в каком случае имеет место акт агрессии, а в каком — нет. Вооруженные пограничные инциденты, как правило, не носят характера агрессии. 11од квалификацию в качестве акта агрессии могут подпадать следующие действия:

• нападение вооруженных сил, вторжение их на территорию иностранного государства;

• нападение вооруженных сил на вооруженные силы иностранного государства;

• применение вооруженных сил, находящихся на территории иностранного государства но соглашению, в нарушение этого соглашения;

• продолжение пребывания вооруженных сил, находившихся па территории иностранного государства по соглашению, после прекращения этого соглашения;

• бомбардировка территории иностранного государства;

• применение любого (иного) оружия против государства;

• вооруженная блокада портов, берегов;

• предоставление национальной территории иностранному государству для совершения акта агрессии против третьего государства;

• засылка на иностранную территорию вооруженных банд, наемников, регулярных сил, которые совершают акты применения вооруженной силы, равнозначные агрессии.