Право и его место в системе социальных норм. Право как инструмент социального управления
Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции. Управление, осуществляемое в рамках системы (каковой в том числе является и общество), направлено на упорядочение элементов, образующих систему.
Регулирование отношений между людьми может быть стихийным, нормативным и индивидуальным. При стихийном регулировании для согласования интересов различных субъектов вырабатывается единожды применяемый способ разрешения проблемной ситуации (модель поведения, приемлемая для имеющегося положения), но данное решение не становится общим правилом и может не применяться даже в весьма схожих ситуациях. И процессе подобного регулирования создаваемая модель поведения изначально не рассчитывается на применение в иных подобных случаях. Подобное регулирование встречается достаточно часто в бытовых отношениях, в личной жизни человека, а также в реакции органов государства на отдельные явления общественной жизни, которые носят во многом случайный характер. Однако следует иметь в виду, что многие правила в первоначальном виде были итогом стихийного регулирования. Изменение их качества произошло по причине сознательного их распространения на регулирование не единичных, а типичных случаев.
Нормативное регулирование представляет собой важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях. Эти правила представляют собой идеальный для данного состояния общества вариант поведения, способствующий сплочению общества как единого целого, создающий устойчивую основу для поступательного развития. В некотором роде правила можно сравнивать с законами природы, поскольку и те и другие предполагают однообразие и повторяемость явлений. Однако требования закона природы (например, закона притяжения) не могут быть изменены человеком, от них нельзя уклониться, в то время как нормы человеческого общества не только создаются и изменяются людьми, но и нарушаются ими. Отсутствие нормативного регулирования неизбежно приводит к росту числа социальных конфликтов, к увеличению роли элементов случайности, что разрушает саму социальную общность как таковую.
Помимо нормативного, рассчитанного на значительную часть общества, существует также индивидуальное регулирование. Последнее касается лишь конкретных, четко обозначенных субъектов и в сфере права осуществляется в ходе правоприменительной деятельности.
Мало кто сомневается в необходимости нормативного регулирования, под воздействием которого единичные общественные отношения становятся подчиненными общему порядку. Нормативное регулирование осуществляется посредством двух типов норм: технических и социальных. Существует и иная точка зрения, согласно которой выделяется четыре группы нормативных регуляторов (помимо указанных включены естественные нормы и нормы процессуального характера)[1].
Технические нормы распространяются на поведение (под поведением следует понимать проявление социальной сущности любого человека, выражающееся в неразрывной цепи поступков) человека, в котором выражается его отношение к природе, животному миру, материальным благам, орудиям труда. Технические нормы сконцентрированы в различных стандартах, технологических правилах, правилах техники безопасности, правилах санитарии и гигиены, правилах пользования приборами и машинами и т.п. Несоблюдение регламентов и стандартов при изготовлении продуктов питания, санитарных правил розничной торговли продуктами питания, правил пожарной безопасности влечет за собой такие юридические последствия, которые в зависимости от степени вреда и общественной опасности могут быть как административно-правовыми, так и уголовными мерами воздействия. В этих и других случаях связь между правовыми нормами и техническими нормами настолько сильна, что можно говорить о технико-юридических нормах, т.е. таких стандартах в деятельности человека по отношению к природе и технике, которые предполагают наступление правовых санкций в случае их несоблюдения.
Социальные нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Они в отличие от технических норм регулируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества, выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. По мнению Г. Ф. Шершеневича, особенность социальных норм состоит в том, что они всегда имеют повелительную форму, обращены к "существу, способному воспринять повеление и сообразовать с ним свое поведение", всегда определяют поведение человека в отношении других людей[2].
Назначение социальных норм состоит не только в регулировании отношений между людьми. Социальные нормы выполняют важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной функции социальных норм.
Различные общественные отношения для сохранения структуры требуют социально-нормативной регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм: нормы религии; обычаи, традиции, обыкновения; корпоративные нормы (нормы общественных организаций); нормы морали; нормы права.
Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с Богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты, по мнению верующих, имеют Божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности. Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – это мировоззрение и соответствующее ему поведение, действия, основанные на вере в существование Бога (богов), т.е. того священного начала, которое находится за чертой доступного пониманию человека. Религия – одна из древнейших нормативных систем.
В. О. Ключевский в своем "Курсе русской истории" утверждал: "Люди хватаются за письменный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили". Действительно, обычаи, формировавшиеся веками и тысячелетиями, как никакой другой вид социальных норм не связываются с прочностью, стабильностью, правильностью опробованного многими поколениями образа жизни.
Обычаи представляют собой устойчивые, исторически сложившиеся правила поведения, поддерживаемые обществом в силу привычки. Не руководствоваться обычаем в повседневной жизни невозможно, поскольку такие правила, как рукопожатие, приветствие рассматриваются всеми как практическая потребность, не требующая индивидуальной оценки ее целесообразности. Эти правила вырабатываются самой группой, действуют в ее рамках и не могут быть навязаны извне. В отличие от норм права в нормах обычаев нет четкого различия между правами и обязанностями. Например, распространенный у большинства мужчин обычай носить штаны можно рассматривать не столько как обязанность, сколько как право-привилегию.
Традиции в имущественных отношениях называются обычаями делового оборота или деловыми обыкновениями. Так, ст. 5 ГК РФ предусматривает возможность применения устойчивых правил, не противоречащих закону, в предпринимательской деятельности. Статья 13 АПК РФ устанавливает, что "арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота".
Можно проводить параллели между обычаем и корпоративным правом, недаром такие известные зарубежные исследователи, как Ж. Гурвич, Л. Леви-Брюль и др. считали, что различные социальные группы сами создают для себя правила поведения (корпоративное право), которые существуют в форме обычая. Обычаи и обычное право – явления тесно связанные, но не равнозначные. Обычное право – санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. Примеры: Законы царя Хаммурапи, Законы 12 таблиц, Законы Ману, Салическая правда, Русская правда. Если нормы нс получали признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями.
Обычай, пожалуй, в большей степени, чем закон, ориентирован на повседневную жизнь людей, а не на какие- либо чрезвычайные обстоятельства. Нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи.
Корпоративные нормы складываются как установочные ориентиры поведения членов различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т.д. К корпорациям относятся акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы, государственные предприятия и иные организации. Так как государственное правовое регулирование не может (и не должно) охватить всю гамму отношений, складывающихся в рамках различных коллективов, то сам коллектив генерирует определенные внутренние стандарты поведения. Как правило, эти нормы закрепляются в уставах, положениях, коллективных договорах, иных актах. Большая часть корпоративных норм касается организации трудового процесса, деятельности той или иной корпорации. Так, примерами корпоративных актов в сфере трудовых отношений являются: правила внутреннего трудового распорядка, порядок начисления заработной платы, премий, гарантийных и компенсационных выплат, должностные инструкции и др.
Правовые нормы очерчивают внешнее поле действия корпоративных норм и вторгаются в действие норм общественных организаций лишь тогда, когда наблюдается противоречие с нормами права. При этом следует учитывать, что множество общих признаков правовых и корпоративных норм позволяет говорить о том, что конфликтные ситуации между этими группами (по сравнению с противоречиями между правом и другими социальными регуляторами) минимальны.