Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
Единая технология является одним из видов сложных объектов, в составе которых используется несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. В их ряду, помимо единой технологии, стоят кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление и мультимедийный продукт.
Лицо, организовавшее создание сложного объекта в любом виде, в том числе в виде единой технологии, приобретает право использования включенных в него охраняемых результатов интеллектуальной деятельности на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
Подобные формы приобретения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности других лиц использует и создатель, скажем, кинофильма или иного аудиовизуального произведения. Однако между создателем единой технологии и создателем кинофильма есть и существенная разница. Кинофильм сам является объектом авторских прав наряду с лежащими в его основе сценарием и музыкальным сопровождением. В отличие от этого единая технология самостоятельным объектом интеллектуальных прав не является. Это накладывает отпечаток как на легальное определение единой технологии, так и в целом на право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе данной технологии.
Единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сферах.
В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране, в том числе технические данные и другая информация. Иначе говоря, единая технология – это то, что длительное время в отечественном законодательстве, доктрине и практике именовалось "повой техникой" или "новой технологией" и в отношении чего предпринимались многочисленные попытки установления прямой правовой охраны, в том числе в рамках таких институтов, как "научная интеллектуальная собственность", или "право на научный результат".
Однозначно констатируемый факт того, что единая технология гражданского или военного назначения может включать и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности, позволяет установить, что признаются и защищаются лишь те входящие в состав единой технологии результаты интеллектуальной деятельности, на которые существуют исключительные права. Ими являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
В законодательстве закреплена принадлежность лицу, организовавшему создание единой технологии, "права на технологию", т.е. "права использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта". При этом право пользования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности должно приобретаться на основании договоров с обладателями исключительных прав на эти результаты. Само собой разумеется, что в состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим организатором ее создания.
В ГК определяются границы применения права на технологию и источники финансирования работ по созданию его объектов. Данные правила применяются к отношениям, связанным с правом на технологию не только гражданского, но и военного, специального или двойного назначения. В качестве источников финансирования затрат на создание технологии могут полностью или частично выступать средства федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ. Имеются в виду бюджетные средства, выделенные для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, в частности, по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Финансирование работ по созданию единой технологии может осуществляться также за счет средств, выделяемых в виде субсидий. При создании единой технологии в рамках государственного контракта должен соблюдаться Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"[1].
ГК охраняет права как исполнителя, т.е. лица, организовавшего создание единой технологии, так и Российской Федерации и ее субъектов. Если исполнитель создает единую технологию за счет негосударственных средств (как собственных, так и привлеченных негосударственных средств), он приобретает и право на нее. Исполнитель приобретает это право и в случае создания единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета какого-либо субъекта РФ. Исключение составляют лишь случаи, когда право на технологию закрепляется за Российской Федерацией или ее субъектом.
Закон требует от субъекта права на единую технологию незамедлительного принятия предусмотренных российским законодательством мер для признания за ним и получения прав на входящие в состав данной технологии результаты интеллектуальной деятельности. Имеются в виду такие меры, как, в частности, подача заявок на выдачу патентов и на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, введение в отношении соответствующей информации режима сохранения государственной или коммерческой тайны, заключение договоров об отчуждении исключительных прав и лицензионных договоров с обладателями исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и другие входящие в состав единой технологии результаты интеллектуальной деятельности. Указанные меры могут приниматься также до или в процессе создания единой технологии.
Поскольку ГК допускает различные способы правовой охраны некоторых из этих результатов (например, путем получения на изобретения патентов или сохранения их в режиме ноу-хау), организатор создания единой технологии должен выбирать тот способ охраны, который в наибольшей степени отвечает его интересам и обеспечивает практическое использование этой технологии. Имеется в виду не только сам факт использования, но и его эффективность с экономической и финансовой позиций.
Субъект права на технологию не только вправе, но и обязан осуществлять ее практическое применение, обозначаемое также хорошо известным с давних пор термином "внедрение". В рамках внедрения исполнитель должен, в частности, разрабатывать (сам или по договорам со специализированными организациями) конструкторскую и (или) технологическую документацию на единую технологию или ее составные части, опытные образцы необходимых элементов технологии, испытательные стенды и т.п.
Обязанность по внедрению единой технологии возлагается также на любое другое лицо, которому передается или к которому переходит право на технологию. Основаниями передачи или перехода служат, в первую очередь, предусматриваемые ГК договоры, реорганизация юридических лиц-исполнителей, а также формы распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, которые должны определяться законом о передаче федеральных технологий.
Одной из важнейших задач права на технологию является обеспечение государственных интересов в сфере создания и внедрения в России достижений науки и техники. За Российской Федерацией закрепляется право на технологию как минимум в трех случаях:
1) когда единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;
2) когда еще до создания единой технологии или после ее создания Российская Федерация финансировала работы по доведению единой технологии до стадии практического применения, т.е. работы по подготовке конструкторской и технологической документации, изготовлению опытных образцов, испытательных стендов и т.п.;
3) когда исполнитель не смог обеспечить все те действия, которые необходимы для признания за ним или приобретения им исключительных прав на входящие в состав единой технологии результаты интеллектуальной деятельности. На совершение этих действий закон отводит шесть месяцев, исчисляемых с момента окончания работ по созданию единой технологии.
Аналогичные правила установлены для закрепления права на технологию за субъектом РФ. Каждому из этих субъектов принадлежит право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта РФ. Однако субъектам РФ право на технологию может принад
лежать не в трех, а лишь в двух случаях. Имеются в виду только случаи, во-первых, принятия субъектом РФ на себя финансирования работ по доведению единой технологии до стадии ее практического применения, осуществленного как до создания данной технологии, так и в последующем, и, во-вторых, необеспечения исполнителем в рамках отведенных законом шести месяцев (после окончания работ по созданию единой технологии) всех действий, необходимых либо для признания за ним либо приобретения исключительных прав на входящие в состав технологии результаты интеллектуальной деятельности.
При этом с исполнителя не снимается обязанность по принятию мер для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности с последующей их передачей Российской Федерации или ее субъекту[2].