Право на информацию органов государственной власти и органов местного самоуправления
Действующее законодательство уделяет много внимания обязанностям предоставления информации гражданам и организациям органами государственной власти и другими органами публичного характера. Однако правил, согласно которым сами органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие публичные органы могут и должны получать необходимую им информацию и разумно ею распоряжаться, нет. Частично эти вопросы затрагиваются в положениях о конкретных органах, в их регламентах, но полного правового порядка в этом отношении не существует. Регулируются отдельные фонды информации в качестве государственной информации, но и здесь отсутствует четкая концепция и порядок ее реализации.
Много правовых проблем связано и с обеспечением прав и обязанностей органов государственной власти в области информационных процессов. Признание документированной упорядоченной информации информационным ресурсом ставит перед государственными органами, во-первых, задачу по созданию своих информационных систем и установлению порядка обеспечения собственной деятельности с учетом их правового статуса, а во-вторых, задачу по определению прав и обязанностей в создании соответствующей материальной базы для органов, которые специально ориентированы на сбор, обработку и использование информации, причем не только для обеспечения своей собственной деятельности. Более остро стоит вопрос об интегрировании различных видов информации для выработки государственных решений, определения политики и реализации общегосударственных функций и функций субъектов РФ по управлению развитием регионов, по обеспечению межрегиональных и межгосударственных отношений как в пределах России, так и в международном масштабе.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов России и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Особое внимание в данной Стратегии уделено средствам обеспечения национальной безопасности, которые включают: технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, в том числе телекоммуникационные каналы, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Главное внимание нормативного регулирования информационных полномочий государственных и иных публичных структур сосредоточено на обязанностях этих субъектов (и преимущественно органов государственной власти и органов местного самоуправления) создавать условия для обеспечения гарантий прав граждан и юридических лиц на информацию. Часть 5 ст. 8 Закона об информации предписывает следующее: "Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления".
Это, безусловно, обязывает названные органы создавать соответствующие нормативные акты по вопросам порядка предоставления необходимой информации гражданам и иным субъектам информационного права.
Ряд вопросов этого плана решается в связи с регулированием проблем через институт "электронного правительства"[1]. И все же вопрос об аккумуляции информации в ресурсах государства и его органов власти решен не полностью. Формируемые государственные информационные системы, о чем сказано в соответствующей главе учебника, должны быть в таком состоянии, чтобы обеспечивать исполнение государственных функций и функций публичного управления с наибольшей эффективностью. Однако многие информационные системы пока выполняют функцию учета, инвентаризации тех или иных ресурсов и мало внимания обращают на то, как эти ресурсы используются с учетом прав на них соответствующих субъектов. Например, Фонд геологической информации осуществляет инвентаризацию разных видов информации по определенной номенклатуре. Но нет учета того, кто имеет право на эту информацию, ее авторской принадлежности и других признаков, что способствует бесконтрольному ее распространению.
Шагом к восполнению пробелов в законодательстве о праве органов государственной власти и органов местного самоуправления мог бы стать федеральный закон об информационном взаимодействии этих органов между собой и с другими субъектами. Такой закон должен быть ориентирован преимущественно на информационное обеспечение функциональной деятельности этих органов в процессе решения государственных задач, создавая легитимную и материальную основу для реализации субъективных прав организаций и физических лиц. Проекты таких законов начинают разрабатываться в субъектах РФ. Этот общий пробел в настоящее время заполнен постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 "О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде". Указанный документ затрагивает проблему частично, так как касается только электронного взаимодействия при "предоставлении государственных услуг".
В связи с остротой проблемы информационного обеспечения органов государственной власти важно обратить внимание на меры, принимаемые по подготовке проектов программ, связанных с упорядочением правовой информации (с правовой информатизацией) в системе органов исполнительной власти, с информатизацией органов государственной власти субъектов РФ. В этом направлении в последнее время работа оживилась. Тема права на такую информацию и другие наиболее важные массивы информационного ресурса, необходимые для поднятия правовой и социальной культуры населения, гарантий получения знаний и воспитания человека, должна быть отражена и в законе о праве на информацию.
Еще один уровень решения вопроса о праве на информацию связан с правом государства как субъекта внутригосударственных, а также межгосударственных отношений.
Решение проблемы права на информационные ресурсы и информационное обеспечение применительно к такому субъекту, как государство, в целом основывается на институтах суверенитета и прав собственности и интеллектуальной собственности, которые реализуются через институции международных контактов и участия государства в решении планетарных и глобальных региональных проблем. На фоне развития процессов информатизации и формирования информационного общества проявляется недостаточность уже имеющихся ресурсов регулирования отношений на этом уровне.
Упорядочение отношений, касающихся ответственности за ведение определенных информационных ресурсов, базируется на положениях ст. 71 Конституции РФ. В пункте "и" этой статьи говорится об информации, находящейся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в ведении субъектов РФ также находится определенная часть информации и систем связи. Законы 2006 г. и 2009 г. снимают это сомнение, так как прямо говорят об информации государственных и муниципальных органов. Это давало основание в Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" поставить и нормативно оформить положение о государственной собственности на информационные ресурсы и подразделить их на федеральные, ресурсы субъекта РФ и ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 7). Но такой нормы, весьма важной для упорядочения информационных ресурсов, в ныне действующем Законе об информации нет.
Проблемой, требующей урегулирования на уровне права на информацию, является и проблема Интернета в плане представления во Всемирной сети официальной и иной информации органов государственной власти и местного самоуправления, а также использования информации из этого источника для государственных нужд. Самостоятельного исследования заслуживает и тема юридической защиты права на информацию.
Рассматривая все аспекты правового оформления права на информацию, приходим к выводу, что институт права на информацию представляет собой самостоятельный комплекс нормативных правовых актов и практики их реализации. В данном случае затронуты только вопросы формирования законодательного оформления этого института. Практика же реализации тесно связана с направлениями инновационных процессов во всех сферах жизни общества, и именно эта сторона дела обеспечивает жизнеспособность и реальность данного института информационного права. Вся совокупность отношений по реализации права на информацию позволяет определить институт права на информацию в качестве важнейшего субинститута информационного права.