Право граждан на охрану здоровья
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан право граждан на охрану здоровья, действовавшими до 2011 г., были обеспечены: охрана окружающей природной среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производство и реализация доброкачественных продуктов питания, а также предоставление населению доступной медико-социальной помощи. Государство гарантировало реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Учитывая специфику названного права, государство также предоставляло гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несли установленную законом ответственность. Дальнейшее развитие этих положений обозначено Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", который сформулировал важнейшие принципы охраны здоровья населения России.
Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др.
Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина. Особое внимание в законодательстве и практике уделяется проблемам доступности и качества оказания медицинской помощи, а также приоритету охраны здоровья детей.
В профилактике охраны здоровья ведущее место занимают разработка и реализация программ здорового образа жизни, диспансеризации, по предупреждению и раннему выявлению заболеваний. На уровень субъектов РФ передаются полномочия по лицензированию деятельности медицинских организаций (за исключением федеральных). Субъектам РФ передаются субвенции из федерального бюджета на решение проблем в области здравоохранения. Важное место в реализации прав граждан на охрану здоровья имеет Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Гарантиями названного права выступают: развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Конституция РФ констатирует, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Законодательство РФ об охране здоровья граждан устанавливает гарантированный объем бесплатной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Материальной гарантией нрава граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования. Однако экстренная медицинская помощь должна оказываться вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, так как она финансируется за счет государственного бюджета.
Законодательство об охране здоровья граждан определяет компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливает источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, единый социальный налог, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривает разработку и реализацию федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам.