Лекция IV. Право и государственное управление в условиях информационно- технологических инноваций
...Законы без нравов нс могут иметь полного действия... ибо законы должны покровительствовать свободу, а не уловлять ее подозрениями.
Μ. М. Сперанский "О силе общего мнения"
Лекция 20. Государственное управление и "электронное правительство" (Electronic government, Electronic governance)
В результате изучения главы студент должен:
• знать, что процесс развития информационного общества создает множество институциональных и функциональных структур – проводников потенциала ИКТ в реальную среду жизни общества; определения и смыслы таких институтов, как "электронное государство", "электронное правительство", "электронное управление", "электронный человек", "электронное законодательство" и сопутствующие им методы и средства взаимодействия информационных технологий с реальными условиями жизни социума;
• уметь использовать уже сложившиеся организационно-правовые средства и информационные ресурсы в совершенствовании структур управления делами общества и государства, воспитании новой личности человека, способного к жизни в новых переходных условиях максимально полезного применения конкретных форм работы с информационными ресурсами в процессе наращивания потенциала технологий и знаний в управлении на основе стратегий и программ электронного управления, выстраивания открытого широкого правительства на базе формируемых информационно-аналитических и научных структур типа "Сколково";
• владеть знаниями законодательства и способностью к переустройству правового воздействия на процессы адаптации общества и его институтов к новым условиям, механизмами критического и аналитического мышления при оценке реальных и виртуальных ситуаций, приемами адаптации методов и средств правового регулирования отношений различных субъектов в системах управления.
Понятие и задачи "электронного правительства"
Продвижение к новому состоянию информационного общества определяется показателями освоения потенциала ИКТ в различных направлениях жизни страны. Термин "электронное", "электронный" при этом стал ключевым. Говорим: "электронное государство", "электронная Европа", "электронный город" или иные территориальные структуры, "электронный офис", "электронный человек". Добавим, что крайне необходимы и грамотные "электронные чиновники". Однако пока нельзя сказать, что есть однозначное понимание терминов "электронное государство" и "электронное правительство"[1].
Напомним, что Комиссия ЕС определяет "электронное правительство" как "использование ИКТ в государственном управлении в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками для улучшения услуг и демократических процессов и для укрепления поддержки государственной политики". В США, согласно принятому законодательству, "e-Government" определено как "деятельность по использованию органами власти интернет-приложений и других информационных технологий, интегрированных с процессами, которые используют данные технологии для того, чтобы улучшить доступ и распространение государственной информации и услуг гражданам, другим государственным организациям или внести улучшения в деятельность органов власти, в частности в результативность, качество услуг и преобразований".
В приведенных формулировках общим является внимание к тому, что "электронное правительство" (далее – ЭП) – это "деятельность" или "использование" потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом часто забывают, что речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном, региональном, территориальном, а внутри каждого уровня – об ЭП отрасли, города, организации[2]. Такое же понимание существа этого феномена прослеживается в серии работ, изданных Центром компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России, Фондом поддержки системного проектирования (ФОСТАС) и Фондом экономических исследований "Новая экономика"[3].
В России термин "e-Government", с легкой руки представителей Информационной бизнес-системы Microsoft, переведен как "электронное правительство". И это "правительство" понимается достаточно широко, его сфера деятельности проецируется на все информационное общество. Без учета того, что это лишь один параметр информационного общества, сущность которого не укладывается только в технологические и операциональные характеристики, и что смыслы, цели, принципы и другие показатели развития общества включаются в понимание "информационное". Поскольку основная задача ЭП – обеспечение инфраструктуры информатизации страны, термин "Government" в данном контексте было бы точнее перевести как "управление" (governance). Это более точно отражает цель всей идеи.
Стратегия развития информационного общества делает акцент на термин "информационное" как на определение цели, которая достигается на основе использования информационных технологий. Организационно-структурной формой этих процессов и становится ЭП и сто усилия по созданию адекватной инфраструктуры электронных форм деятельности реальных субъектов в современном обществе. При любом варианте информационного пространства, в котором действует ЭП, следует иметь в виду, что в структурном отношении оно представляет собой систему специализированных органов, механизмов и правил, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации на всех уровнях социального управления во всей его сложности[4].
Суммируя приведенные определения, можно сказать, что электронное правительство – это система организации деятельности органов государственной власти и их специализированных структур, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень взаимодействия и исполнения их функциональных обязанностей, оперативности и удобства получения организациями, гражданами и иными физическими лицами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов.
Вместе с тем надо учитывать, что бытует и иное понятие ЭП. Например, ведущий советник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации О. Ю. Судатова и консультант того же управления А. В. Ходина считают, что "под электронным правительством обычно понимается единая социально-ответственная и информационно открытая, с постоянной обратной связью, организация власти"[5]. Здесь акцепт делается на результат действий структур, которые это состояние обеспечивают.