Право на фонограмму

В определении понятия изготовителя фонограммы как субъекта смежных прав традиционно включена его характеристика как лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. О понятии звуков (музыки, голосов, шорохов и т.п.) и их отображений в цифровой форме говорится в подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК.

Статья 1322 ГК также традиционно устанавливает презумпцию признания изготовителем фонограммы лица, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Обязанность опровержения данной презумпции, т.е. доказывания факта изготовления фонограммы другим лицом, лежит на заинтересованном лице.

Подобно правам автора исполнения (исполнителя), закрепленным в ст. 1315 ГК, изготовитель фонограммы обладает одним имущественным (исключительным) правом на фонограмму (ст. 1324 ГК) и несколькими личными неимущественными правами. В число последних входят права: на имя (наименование), на защиту фонограммы от искажения (своего рода "право на неприкосновенность фонограммы") и на обнародование фонограммы.

Право изготовителя фонограммы на имя или наименование реализуется путем указания одного из этих обозначений на таких материальных объектах, как экземпляры фонограммы и (или) их упаковка. Потребность в праве на защиту фонограммы от искажения обычно возникает при несанкционированном техническом вторжении в фонограмму при ее использовании.

В характеристике права на обнародование фонограммы наблюдается значительное сходство с трактовкой права на обнародование произведения в п. 1 ст. 1268 ГК. Право на обнародование фонограммы понимается как легальная возможность осуществления действий, впервые делающих фонограмму доступной для всеобщего сведения.

Способами обнародования фонограммы служат ее опубликование, публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, а также другие возможные способы. ОГЛАВЛЕНИЕ одного из указанных способов дается в подп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК. Речь идет об опубликовании фонограммы, которое именуется также выпуском фонограммы в свет, под которым понимается выпуск в обращение экземпляров фонограммы с соблюдением двух непременных условий. Во-первых, выпуск экземпляров должен осуществляться только с согласия изготовителя фонограммы. Во-вторых, количество выпускаемых экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, что в конечном счете определяется степенью популярности записанных на фонограмму звуков исполнения (музыки, песен и т.п.) или других звуков либо их отображений.

Подобно исполнителю изготовитель фонограммы должен осуществлять свои права, в первую очередь исключительное право на фонограмму, с соблюдением прав авторов произведений, т.е. интеллектуальных авторских прав на соответствующие произведения (стихи, музыку и т.п.) и прав исполнителей. Наиболее эффективными правовыми формами соблюдения этих прав являются, в частности, договоры, заключаемые изготовителем фонограммы с авторами произведений и авторами исполнений, использованных при изготовлении фонограмм.

При этом точно так же, как права исполнителя, признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение права изготовителя фонограммы.

Вместе с тем действие и охрана права изготовителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, а также право на защиту фонограммы от искажения ограничено во времени. Указанные права действуют и охраняются только в течение всей жизни гражданина или вплоть до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

В качестве имущественного права изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму понимается как право изготовителя использовать фонограмму по правилам ст. 1229 ГК. Во-первых, изготовитель фонограммы вправе сам использовать ее любым не противоречащим закону способом. Во-вторых, он может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на фонограмму.

Подробная характеристика типичных способов использования фонограммы дается п. 2 ст. 1324 ГК. Наиболее популярным из них является публичное исполнение, под которым понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств. Исполнение фонограммы квалифицируется как публичное, если сообщение фонограммы производится в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (например, в случае трансляции исполнения из зала консерватории). Подобным местом может служить кинотеатр, клуб, парк, кафе или бар.

Не менее популярным, чем публичное исполнение, является сообщение фонограммы в эфир, который трактуется как сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

Использование фонограммы путем ее сообщения в эфир во многом аналогично сообщению в эфир исполнения. Однако между ними есть и различия, обусловленные разными средствами выражения исполнения и фонограммы. Если фонограмма выражает только звуки исполнения или другие звуки либо их отображения, то исполнение может быть рассчитано не только на слуховое, но и на зрительное восприятие.

Поэтому под сообщением фонограммы понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной только для слухового восприятия. При этом, так же как и в случае с сообщением в эфир исполнения, не имеет значения фактическое восприятие фонограммы публикой.

Фактически тождественными являются понятия сообщения в эфир через спутник как фонограммы, так и исполнения. В обоих случаях под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения (также независимо от ее фактического приема публикой). Различие заключается лишь в том, что при сообщении исполнения в эфир через спутник принимаются и передаются сигналы, которые могут быть доступны не только для слухового, но и для зрительного восприятия.

В отличие от сообщения в эфир сообщение фонограммы по кабелю, т.е. сообщение ее для всеобщего сведения посредством передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), сопряжено с применением определенных технических средств, таких как, в частности, кабель, провод или оптическое волокно.

В качестве самостоятельного способа использования фонограммы предусматривается доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что доступ к ней может быть обеспечен любому лицу из любого места и в любое время. Выбор как вида фонограммы, так и места и времени доступа к ней осуществляет в этом случае само заинтересованное лицо. Подобный способ использования фонограммы обычно обеспечивается при помощи сети Интернет.

Под воспроизведением фонограммы понимается изготовление одного и более экземпляров фонограммы или ее части. Воспроизведением считается также запись фонограммы или ее части на электронном носителе (компакт-диске, аудиокассете), в том числе запись в память ЭВМ. Исключение составляет случай, когда подобная запись, во-первых, является временной, например на период подготовки какой-либо телепередачи, и, во-вторых, составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса создания данной передачи. Наконец, в-третьих, единственной целью указанного процесса является правомерное использование записи или аналогичное доведение фонограммы до всеобщего сведения.

Традиционными способами использования фонограммы служат: продажа или иное отчуждение (дарение, мена) оригинала или экземпляров копий фонограммы на любом материальном носителе; импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая правомерно изготовленные экземпляры, т.е. экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя; прокат оригинала и экземпляров (копий) фонограммы, а также переработка фонограммы.

Последний способ использования фонограммы может повлечь возникновение самостоятельного смежного права. Необходимо лишь, чтобы лицо осуществляло переработку правомерно. При этом условии переработчик приобретает собственное смежное право на переработанную фонограмму.

Установленное п. 2 ст. 1323 ГК требование об осуществлении изготовителем фонограммы своих прав с соблюдением прав авторов произведений и исполнителей в равной мере применяется и при использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, например правопреемником изготовителя фонограммы.

В ст. 1325 ГК закреплен правовой институт, обычно именуемый применительно к другим объектам интеллектуальных прав, например к товарным знакам (ст. 1487 ГК), "исчерпанием исключительного права". Распространение оригинала или экземпляров, т.е. копий фонограммы на территории РФ допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения. Такое распространение допускается при наличии одновременно двух условий. Во-первых, оригинал или экземпляры фонограммы должны быть правомерно опубликованы в рамках реализации изготовителем фонограммы своего права на ее обнародование (ст. 1323 ГК). Во-вторых, оригинал или экземпляры фонограммы должны быть введены в гражданский оборот на российской территории путем ее продажи или иного отчуждения, например мены или дарения.

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, т.е. в целях получения изготовителем фонограммы прибыли, допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. То же самое допускается в отношении сообщения указанной фонограммы в эфир или по кабелю.

Сбор с пользователей указанного в п. 1 ст. 1326 ГК вознаграждения и его распределение между правообладателями осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе. Эти организации должны иметь государственную аккредитацию на осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, с последующим распределением этого вознаграждения между всеми правообладателями и его выплатой (ст. 1243, 1244 ГК).

Пункт 3 ст. 1326 ГК устанавливает общие правила распределения вознаграждения между правообладателями: 50% – исполнителям и 50% – изготовителям фонограмм. В свою очередь, распределение вознаграждения между отдельными исполнителями и изготовителями фонограмм производится пропорционально фактическому использованию конкретных фонограмм.

Учитывая сложность как сбора, так и распределения и выплаты вознаграждения в рассматриваемых правоотношениях, закон делегирует установление их порядка Правительству РФ, утвердившему Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1245 ГК).

Реализация организацией по управлению правами изготовителей на коллективной основе своей деятельности по выплате вознаграждения должна опираться на достоверные сведения об использовании фонограмм, публикуемых в коммерческих целях. В связи с этим закон обязывает пользователей фонограмм предъявлять указанным организациям отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, которые необходимы для сбора и распределения вознаграждения. Прежде всего речь должна идти о планово-финансовых и бухгалтерских документах.

Как и существование большинства других исключительных прав, существование исключительного права на фонограмму ограничено общим 50-летним сроком. Однако отсчет данного срока возможен в двух вариантах.

По общему правилу указанный срок исчисляется, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. Иные правила применяются в случае обнародования фонограммы (ст. 1323 ГК). В указанном случае 50-летний срок действия исключительного права исчисляется, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования. Однако это правило применяется только при условии обнародования фонограммы не позднее 50 лет после осуществления записи.

Установленный законом 50-летний срок действия исключительного права на фонограмму не подлежит продлению. Он является единым независимо от числа наследников и других правопреемников изготовителя фонограммы. К наследникам и другим правопреемникам исключительное право на фонограмму переходит только в оставшейся части указанного 50-летнего срока.

Истечение срока действия исключительного права на фонограмму влечет последствие, традиционное для подобного юридического факта в отношении всех других исключительных прав. По истечении данного срока фонограмма переходит в общественное достояние, и к ней применяются правила ст. 1282 ГК.

Действие (существование) исключительного права на фонограмму распространяется на российскую территорию как минимум в трех случаях: во-первых, когда фонограмма изготовлена российским гражданином или юридическим лицом (независимо от места изготовления фонограммы); во-вторых, когда фонограмма была обнародована или ее экземпляры впервые распространены на российской территории (независимо от гражданства либо принадлежности юридического лица – изготовителя); во всех иных случаях, которые были предусмотрены международными договорами РФ.