Право Европейского Союза и его источники
Возникновение Европейских сообществ, а затем на их основе Европейского Союза вызвало к жизни новую правовую систему – право Европейского Союза.
Право Европейского Союза (англ. European Union Law; фр. droit de l'Union europeenne) – самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству "единой Европы".
Будучи интеграционным по своему характеру, право Европейского Союза вводит единые (единообразные) правила поведения граждан и организаций во многих областях их жизни, закладывая тем самым юридические основы для создания "как можно более тесного союза народов Европы" (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). Именно в нормах данной правовой системы закреплены принципы единого внутреннего рынка ЕС и правовой режим единой валюты евро; статус "европейских" институтов (Европейский парламент, Совет Европейского Союза и др.) и "европейских" юридических лиц ("европейское акционерное общество" и др.); условия и порядок выдачи "европейского ордера на арест", единой (шенгенской) визы и т.д.
В отличие от правовых систем отдельных государств (национального, или внутригосударственного, права) право Европейского Союза распространяет свое действие на территорию государств – членов Европейского Союза.
Право Европейского Союза занимает самостоятельное положение и по отношению к международному (публичному) праву, в частности потому, что оно создастся в рамках единой политической организации (Европейский Союз), наделенной властными полномочиями и обладающей рядом общих признаков с федеративным государством (федерацией).
С целью подчеркнуть своеобразие нрава Европейского Союза и его отличие от классических правовых систем (внутригосударственного и международного права) в научной литературе оно часто характеризуется как наднациональное (надгосударственное) право. В современной западной доктрине получил также распространение термин "транснациональное право", который делает акцент на способности норм Европейского Союза действовать "через" государственные границы, не ограничиваясь территорией одной-единственной страны.
Субъекты права Европейского Союза – это носители прав и обязанностей, установленных нормами данной правовой системы.
Отличительная особенность права Европейского Союза – способность его норм иметь прямое действие, т.е. устанавливать субъективные права и обязанности непосредственно для физических и юридических лиц. Принцип прямого действия права Европейского Союза послужил предпосылкой для введения в 1992 г. гражданства Союза.
Таким образом, в качестве основных субъектов данной правовой системы сегодня выступают:
– граждане Союза, в качестве которых автоматически признаются граждане всех его государств-членов;
– юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Союза, в том числе "европейские" юридические лица (организации, учреждаемые согласно законодательству Союза);
– государства – члены Союза и их компетентные органы (правительства, парламенты, национальные суды, прокуратуры и т.д.);
– Европейский Союз в целом и его структурные подразделения.
В качестве субъектов права Европейского Союза также могут выступать третьи страны (государства, не входящие в состав Союза), иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства) и иностранные юридические лица, проживающие, находящиеся или осуществляющие свою деятельность в пределах Союза.
Соблюдение норм права Европейского Союза обязательно для всех, кто находится на его территории (т.е. па территории любого из государств-членов).
Предмет права Европейского Союза – это общественные отношения, которые оно регулирует. ОГЛАВЛЕНИЕ права Европейского Союза складывается из отдельных правил поведения – юридических норм, среди которых особое место занимают нормы-принципы.
В западной доктрине ОГЛАВЛЕНИЕ права Европейского Союза принято делить на две части: институционное и материальное право[1].
Предметом институционного права является сам Европейский Союз как интеграционная организация, статус его руководящих органов (институтов). Например, правила, регулирующие порядок
формирования Европейского парламента или юрисдикцию судов Союза, – это нормы его институционного права.
Материальное право – право, создаваемое Европейским Союзом в целях регулирования общественных отношений, которые складываются на его территории между гражданами, юридическими лицами, государствами-членами и другими субъектами. Например, таможенное или уголовное законодательства Союза выступают источниками его материального права.
Материальное право Европейского Союза неоднородно по своему характеру и включает нормы разных отраслей, в том числе относимых традиционно к процессуальному праву (конституционное, административное, гражданское, трудовое, гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное, аграрное и т.д.).[2]
Таким образом, во-первых, право ЕС как объективное право представляет собой определенную совокупность юридических норм. Во-вторых, все эти нормы создаются и действуют в рамках ЕС и, соответственно, имеют обязательную силу в пределах его терри тории.
Как и в других правовых системах, нормы права ЕС создаются посредством их закрепления в определенных источниках. Источники права ЕС – это внешние формы выражения его правовых норм.
В эволюции права Европейского Союза можно выделить несколько этапов.
I этап (предварительный) – предправо Европейских сообществ (1950–1957). Этот этап начинается 9 мая 1950 г., когда был предан гласности коммунитарный метод Монне – Шумана. На основе этого метода в 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали, на котором отрабатывались институты, органы, приемы и методы будущего наднационального управления и шла подготовка перехода от рынка угля и стали к общему рынку.
II этап – право Европейских сообществ (1957–1992). Были созданы Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Усовершенствована организационно-управленческая система теперь уже трех сообществ, образован общий рынок, сложилось и совершенствовалось коммунитарное право. Увеличивалось число членов сообществ, шла подготовка к созданию Европейского Союза и выхода его полномочий за пределы экономики.
III этап – этап совместного (параллельного – каждого в своей сфере) действия права Европейских сообществ и права Европейского Союза (1992-2009).
В этот период имело место сосуществование как права Европейских сообществ (все более приближавшегося по своим качественным характеристикам к "внутригосударственному" праву), так и все еще в значительной степени сохранявших свою международно-правовую природу компонентов права Европейского Союза.
Реформы были жизненно необходимы. После принятия Ниццкого договора 2001 г. начался активный поиск новых решений на уровне кардинальной реформы учредительных договоров. Он привел к подписанию Лиссабонского договора.
IV этап – этап полноценного функционирования права Европейского Союза и начало его конституционализации. С вступлением в силу с 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора осталось только право обновленного Европейского Союза, которое унаследовало и включило в себя право Европейских сообществ. Оно еще больше приблизилось по своей природе к "внутригосударственному" праву, но государства – члены Союза сохраняют свой суверенитет (в сферах, не предоставленных Союзу но Лиссабонскому договору). Это право охватывает все большую территорию Европы, больше сфер регулирования, а в вопросах прав человека сближается с правом Совета Европы. В результате право Европейского Союза имеет тенденцию превратиться в перспективе в подлинно европейское право.
Круг источников права Союза широк по своему объему (десятки тысяч документов) и разнообразен по содержанию. Он включает в себя все основные виды документов, характерные для современной правовой цивилизации: нормативные акты, нормативные договоры, судебные прецеденты. В некоторых случаях формируются также правовые обычаи, однако роль самостоятельного источника за такими стихийно складывающимися нормами, как правило, не признается.
Все источники нрава Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе ЕС, составляют источники первичного права. Подобно конституции государства, они составляют ядро правовой системы ЕС, закрепляют статус Союза как политической организации и его отдельных органов.
На основании первичного права органы ЕС издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом "производным". Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь. В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречий подлежат отмене.
Самостоятельное положение занимает третья группа источников – источники прецедентного права. Она сочетает в себе черты как первичного, так и вторичного права ЕС, занимает промежуточное положение между ними.