Лекция 17. Право евразийской интеграции
1. СНГ — международная организация. Решение о создании Содружества было принято руководителями России, Беларуси и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 1991 г. (ст. 1) констатируется, что Союз ССР как субъект МП прекратил свое существование; республики бывшего Союза ССР образовали СНГ. Соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 г. В тот же день Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922 г.
21 января 1992 г. руководители 11 республик бывшего Союза на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено образование СНГ. Было принято решение о создании высших органов Содружества. В течение всего 1992 г. шло формирование механизмов и институтов СНГ, и полностью юридическое оформление Содружества было завершено 22 января 1993 г. принятием Устава СНГ. Во исполнение Устава были утверждены положения об органах Содружества. Наряду с указанными многосторонними соглашениями в рамках СНГ действует большое число двусторонних договоров, регулирующих различные аспекты политического, экономического, гуманитарного, военного сотрудничества.
Как международная организация СНГ обладает следующими правами:
1) право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 30 марта 1994 г. Содружество получило статус наблюдателя при ГА ООП. По Решению Совета глав государств СНГ от 21 октября 1994 г. при ООН в Нью-Йорке и при Отделении ООН и других международных организаций в Женеве осуществляется представительство Содружества;
2) право заключать международные договоры. В связи с тем, что указание па договорную правоспособность Содружества отсутствует в уставных документах, она осуществляется на основании специального решения государств-учредителей. Так, 13 июня 1994 г. было подписано Соглашение об условиях пребывания Исполнительного Секретариата СНГ на территории Республики Беларусь;
3) право органов Содружества принимать решения от своего имени. Наиболее важными являются решения высших органов СНГ — Совета глав государств и Совета глав правительств. Указанные документы часто являются источниками МП;
4) право применять санкции. В соответствии со ст. 10 Устава СНГ нарушения государством — членом Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках СНГ, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств и могут привести к принятию мер в отношении нарушителя, допускаемых МП.
Учредителями СНГ являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. Членом СНГ может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. В 2009 г. Грузия вышла из состава СНГ.
2. Органы СНГ. Совет глав государств — высший орган Содружества. Совет глав государств решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств — участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств. Совет принимает решения, касающиеся: внесения поправок в Устав СНГ; создания новых или упразднения существующих органов СНГ; оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества; заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ; назначения
(утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции; делегирования полномочий нижестоящим органам; утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции. Совет собирается на заседания два раза в год и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств СНГ в области их общих интересов. В сфере обеспечения международной безопасности Совет правомочен в любой стадии спора между государствами — членами СНГ, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира и правопорядка, рекомендовать сторонам процедуру и методы урегулирования конфликта. Порядок работы Совета глав государств регулируется Правилами процедуры.
Совет глав правительств состоит из руководителей правительств стран СНГ. Совет созывается на заседания четыре раза в год. Совет решает вопросы: реализации поручений Совета глав государств; реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза; принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования; развития систем транспорта, связи, энергетических систем; сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики; создания органов Содружества в рамках его компетенции; назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции; финансового обеспечения деятельности органов Содружества. Решения принимаются консенсусом.
Экономический совет — основной исполнительный орган СНГ. Он обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции. Совет состоит из заместителей глав правительств государств СНГ; в его заседаниях участвует Председатель Исполкома СНГ. Основные функции Совета: содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли; разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям; формирование Общего аграрного рынка; содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов.
В функции Совета министров иностранных дел входят: осуществление координации внешнеполитической деятельности стран СНГ; организация реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств; обеспечение взаимодействия дипломатических служб государств СНГ; укрепление связей СНГ с ООН и другими международными организациями.
В 1993 г. был создан Исполнительный Секретариат СНГ. В 2000 г. он был реорганизован в Исполнительный комитет СНГ. Исполком является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ. Он обеспечивает организацию работы других органон Содружества. Комитет состоит из Председателя, его заместителей, департаментов и иных структурных подразделений. Председатель Исполкома является основным административным лицом Содружества. Он назначается Советом глав государств Содружества на три года. Место пребывания Исполкома — Минск.
Экономический суд СНГ создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений в рамках Содружества. Деятельность Суда регламентирована Уставом СНГ, Положением об Экономическом суде СНГ и Регламентом Суда. К ведению Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров: а) возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями органов Содружества; б) о соответствии нормативных и других актов государств СНГ, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества; в) других споров, отнесенных к ведению Суда соглашениями Содружества. Споры рассматриваются в Суде по заявлению заинтересованных государств, а также органов СНГ. Суд также осуществляет толкование применения актов Содружества и законодательства бывшего Союза ССР. Суд образуется из равного числа судей от каждого участника СНГ. Судьи избираются каждым государством в порядке, установленном для судей высших арбитражных (хозяйственных) судов, сроком на 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются судьями на пять лет и утверждаются Советом глав государств. Высшим коллегиальным органом является Пленум, состоящий из всех судей Суда, а также председателей высших арбитражных (хозяйственных) судов государств Содружества. Пленум рассматривает жалобы па решения
Суда, принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения актов СНГ, разрабатывает предложения по устранению коллизий в законодательстве стран СНГ. Местопребывание Суда — Минск.
За время своего существования Суд рассмотрел свыше 70 дел. Судом вынесено около 50 решений (из них важных только 8). Кроме того, Суд вынес около 20 консультативных заключений по применению норм МП в отношениях между странами СНГ и ЕврАзЭС.
3. Перспективы СНГ. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. сотрудничество в рамках СНГ стало осуществляться на "разных скоростях". Некоторые страны (Азербайджан, Грузия, Украина, Туркмения) стали приостанавливать взаимодействие, другие (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) продолжали координационные мероприятия. Стал вопрос о будущем СНГ. После долгих консультаций 5 октября 2007 г. Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию дальнейшего развития Содружества и утвердил План основных мероприятий по ее реализации.
В 2008 и 2011 гг. Решениями Совета глав правительств СНГ были утверждены документы стратегического характера. Содружество получило новый импульс к развитию. Так, значительное внимание уделялось разработке документов о сотрудничестве в сфере энергетики. В 2009 г. принята Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в сфере энергетики. В 2009 г. подписаны: Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических систем, Соглашение о координации межгосударственных отношений в области использования атомной энергии в мирных целях на территории Содружества. Прорабатываются вопросы сотрудничества в области альтернативных и возобновляемых источников энергетических ресурсов.
Подготовлен ряд документов, направленных на углубление сотрудничества в сфере транспорта. В 2009 г. утверждены Приоритетные направления сотрудничества государств — участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 г., основные направления развития различных видов транспорта. В 2010 г. подписано Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств — участников СНГ.
В сфере сельского хозяйства появились документы по развитию общего аграрного рынка СНГ и общих рынков отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Так, в 2008—2010 гг. были приняты: Комплекс совместных мер но повышению продовольственной безопасности государств — участников СНГ, Концепция повышения продовольственной безопасности государств — участников СНГ и Основные направления создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств — участников СНГ, Положение о рынке плодоовощной продукции и картофеля.
Совершенствовалось сотрудничество в валютно-финансовой сфере, при этом должное внимание было уделено преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. Формировался механизм определения курсов национальных валют и их колебаний. В 2011 г. разработано Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля.
Осуществлялась работа по укреплению регионального взаимодействия государств Содружества. В 2008 г. принята Конвенция о приграничном сотрудничестве государств — участников СНГ. Материалы ежегодно рассматриваются на заседаниях Экономического совета СНГ. Ведется Реестр (Перечень) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств — участников СНГ.
В сфере гуманитарного сотрудничества особое внимание уделялось актуализации приоритетов взаимодействия. В 2010 г. был разработан План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ на 2011-2012 гг.
В области социальной защиты граждан государств -участников СНГ ведется работа по принятию Концепции согласованной социальной и демографической политики государств — участников СНГ.
Разрабатывается и актуализируется нормативно-правовая база в трудовой сфере. Так, Решением Экономического совета СНГ в 2011 г. одобрены Концептуальные основы сотрудничества государств — участников СНГ в области нормирования труда и утвержден План основных мероприятий по их реализации на 2011—2015 гг.
Большое внимание уделяется здравоохранению. В 2008 г. в рамках СНГ были подписаны: соглашение о сотрудничестве в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом; соглашение о сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств. В настоящее время проводится активная работа по совершенствованию деятельности Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, а также инвентаризация нормативно-правовой базы в области здравоохранения.
Предприняты меры для активизации реализации в рамках СНГ согласованной миграционной политики. Так, в 2010 г. утверждена Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников СНГ, принят план по реализации Декларации о согласованной миграционной политике государств — участников СНГ.
Принимались меры для укрепления заинтересованными государствами имеющихся направлений военного и военно-технического сотрудничества. В 2010 г. Советом глав государств СНГ были утверждены: Концепция военного сотрудничества государств — участников СНГ до 2015 г., План мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств — участников СНГ на 2011-2015 гг.
В 2008—2011 гг. совершенствовалось правовая база самого Содружества. Можно назвать следующие документы: Положение о председательстве в Содружестве Независимых Государств, Положение о Национальных координаторах государств — участников СНГ, Решение об оптимизации деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ, Порядок подготовки и проведения заседаний экспертных групп по согласованию проектов документов СНГ, Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ и Общее положение об органах отраслевого сотрудничества СНГ. Они способствовали совершенствованию механизмов Содружества и повышению эффективности органов СНГ.
Однако в силу разных обстоятельств затягивается выполнение ряда мероприятий, предусмотренных Планом по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. Так, в частности, не завершены: реорганизация Межгосударственного банка СНГ, разработка Основных направлений сотрудничества государств — участников СНГ по использованию альтернативных видов энергетических ресурсов на 2009—2015 гг., работа по модернизации деятельности Экономического Суда СНГ и др.
Таким образом, в последние три года Содружество получило мощный толчок к дальнейшему развитию и имеет неплохие перспективы на будущее.