Право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Право безвозмездного срочного пользования лесными участками - это следующий титул, на котором могут использоваться лесные участки. Оно возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ).

В безвозмездное срочное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). Так, согласно ч. 3 ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 47 ЛК РФ леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения. Таким образом, религиозным организациям лесные участки из состава земель лесного фонда не могут предоставляться на иных титулах.

В соответствии с данным титулом использование земельной поверхности и пользование лесами является бесплатным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала полномочия по предоставлению участков в безвозмездное срочное пользование субъектам РФ.

Распоряжением Минимущества России от 2 сентября 2002 г. № 3070-р были утверждены примерные формы решения о предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование. В соответствии с п. 2 ст. 24 ЗК РФ служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Предоставление участка земель лесного фонда в безвозмездное срочное пользование должно оформляться заключением письменного договора, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования участком земель лесного фонда.

Прекращение права безвозмездного срочного пользования лесным участком допускается на тех же основаниях, что и право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Тем не менее есть и некоторые особенности. Так, согласно п. 2 ст. 47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности (п. 3 ст. 47 ЗК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 47 право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Сервитут

Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) является одним из оснований возникновения права пользования лесами. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В ЛК РФ понятия сервитутов не содержится. Значительное число ученых считают, что действующий ЛК РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута. Однако в науке существует мнение о существование публичного лесного сервитута.

Большинство лесов в Российской Федерации находится в государственной (федеральной) собственности. Государственная собственность по своему характеру прекрасно подходит для выполнения общегосударственных задач, для обеспечения потребностей населения в лесных ресурсах, для реализации публичных интересов. Поэтому, представляется, нет особой необходимости в установления права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута) по отношению к государственной собственности. Граждане для собственных нужд (ограниченно) используют леса в силу указания федерального закона - Лесного кодекса РФ.

Сервитут - это вещное право, необходимо прямое указание в законодательстве на наличие данного права, указание на ОГЛАВЛЕНИЕ права, субъектов и объектов права. В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом субъекта РФ, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Но при этом лесной сервитут не закреплен в лесном и в земельном законодательстве.

Выводы

1. В законодательстве прямо не закреплена какая-либо форма собственности на леса, право собственности на леса закрепляется посредством определения собственности на земельные участки. При том что ЛК РФ ввел многообразие форм и видов собственности на леса, большинство лесов находится в федеральной собственности (все леса на землях лесного фонда, земель обороны и безопасности и др.).

2. "Цивилистическая триада" правомочий собственника рассчитана преимущественно на раскрытие содержания права частной собственности. Ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

3. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет правомочия собственника, поскольку большинство полномочий в области использования и охраны лесов передано субъектам РФ.

4. Федеральная собственность на леса носит целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем. Она предназначена для сохранения лесов. Установление федеральной собственности на большинство лесов отвечает интересам большинства населения РФ.

5. Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, поскольку она наиболее предпочтительна для сохранения и рационального использования лесов.