Правовые системы современности

Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особенностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединенных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.

Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений).

Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.

В современном мире каждое государство имеет свою правовую систему, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.

Каждая национальная правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.

Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:

– романо-германская правовая семья;

– англо-саксонская правовая семья;

– религиозная (восточная) правовая семья;

– славянская (социалистическая) правовая семья;

– другие правовые семьи.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в национальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой данная правовая система получила распространение в ряде стран, которые не находились под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые ее специфические черты, которые требуют их отнесения к различным подгруппам. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно правовой статус личности) регламентировалась традиционными нормами.

Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании общественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в основном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впоследствии закрепляются в нормативных правовых актах.

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное влияние на формирование правовых систем зависимых государств.

В основе регулирования общественных отношений в этой правовой семье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является общее право (Common Law), которое в различные исторические этапы развития Англии дополнялось правом справедливости (Equity Law), которое сформировалось в связи с развитием товарного производства и также является прецедентным, и статутное право (Statue Law), которое имеет парламентское происхождение.

В США судебные прецеденты также являются довольно значимым источником права и оказывают большое влияние на формирование законодательства. Однако, в США, во-первых, право отражает его федеративное устройство, где действует федеральное право и право штатов, а, во-вторых, установлено свободное действие прецедентов, т.е. суды не связаны ни своими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Кроме того, в США законодательство и нормативные правовые акты органов исполнительной власти также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений.

Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. В основе религиозной правовой системы лежит какая- либо система вероучения.

Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, она содержит и установления нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком Средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В ОГЛАВЛЕНИЕ этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих нор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта совокупности правовых систем, включающих самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную – славянскую правовую семью, связанную с изменениями на карте современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества – СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", которые с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев – от технико-юридических до социально- экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное – государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе.

В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в восточноевропейских странах, появление на политической карте мира новых государств – независимой России, объединенной Германии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других – свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей?

По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно – законодательно- юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международно-практическую сложность. Правовой аспект этой проблемы в современной юридической литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться.

Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их "возвращении" в это сообщество. Надо сказать, что на этой позиции основана сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования социально-экономического уклада.

Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны и прежде всего республики СССР – ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей без учета особенностей своего исторического развития, что представляется не верным и не очевидным.