Лекция 8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Переживаемая обществом информационная революция вызвала необходимость правового переосмысления значимости информации, ее влияния па современную жизнь, а также выработки мер и способов эффективного правового регулирования и защиты ее законного оборота.

Более десяти лет в России идет процесс формирования нормативно-правовой основы информационного права.

Разработаны концепции развития информационного законодательства в Российской Федерации; проводится анализ готовности правовой системы к формированию новой отрасли — информационного права. Вместе с тем имеющиеся в распоряжении государства правовые средства не в состоянии обеспечить информационную безопасность России. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г., гласит, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов .личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Поставленные задачи вынуждают законодателя регулировать правоотношения, возникающие в информационной сфере, нормами различных отраслей права: уголовного, гражданского, административного, международного и др.

На решение ряда правоприменительных задач в сфере охраняемого государством официального информационного оборота, в частности, направлены федеральные законы от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"; от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"; от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ "О кредитных историях"; от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; от 27 июля 2006 г. Хо 152-ФЗ "О персональных данных" и др.

Следует обратить внимание на Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (закон вступит в силу 1 сентября 2012 г.).

Для восполнения существующих пробелов в реализации государственной политики в сфере охраняемого информационного оборота, соблюдения баланса между обеспечением условий для развития и защиты прав граждан на доступ к информации и формированием информационной безопасности личности, общества и государства также необходимы разработка и принятие новых законов, отражающих изменения в структуре информационного оборота. Это нужно, прежде всего, для межотраслевого согласования норм, так как информация представляет собой сложноорганизованную систему, урегулировать которую нормами одной отрасли права невозможно. При выполнении этого условия можно рассчитывать на эффективное уголовно-правовое регулирование установленного оборота охраняемой государством официальной информации, которая является важнейшим ресурсом государственного управления, обеспечивающим его содержательную сторону.

Указанная информация, оборот которой осуществляется в том числе с помощью информационных технологий, активно влияет па взаимодействие юридических и физических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Особенности и свойства информации, способы ее получения, использования, распространения обусловливают появление ранее неизвестных видов преступных посягательств и способов их совершения. Особенно опасны противоправные деяния с находящейся в сфере государственного и муниципального управления информацией, которая обладает законной стоимостью, а также с информацией, которую вовлекают в экономические отношения неправомерно и используют с корыстной целью. Проблема заключается в том, что указанное свойство охраняемой государством официальной информации в настоящее время не учитывается в составах преступлений, в том числе в сфере порядка управления. Продолжающийся рост преступности, активная миграция преступников, межрегиональный характер и организованность их действий требуют новых подходов в стратегии борьбы за обеспечение информационной безопасности государства, общества и частных лиц.

Вазовым законом, регулирующим оборот информации, является Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в ст. 2 которого даны, в частности, определения понятий "информация", "документированная информация", "конфиденциальность информации".

Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Анализ статей действующего УК показал, что в 13 нормах предусмотрена ответственность за незаконные деяния с "информацией", в частности: с информацией проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг (ст. 185 УК); информацией, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами (ст. 185.1 УК); информацией об имуществе (ст. 195 УК).

По 16 составам УК предусмотрена ответственность за противоправные деяния со "сведениями", например: со сведениями для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 171 УК); сведениями о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации (ст. 176 УК); сведениями, составляющими коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК); сведениями об имуществе, о его размере (ст. 195 УК); сведениями в налоговой декларации (ст. 198, 199 УК); сведениями в документах, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным (ст. 198, 199 УК).

В 13 нормах охраняется законный оборот "тайны", в частности: коммерческой, налоговой и банковской тайны (ст. 183 УК).

Уголовный закон охраняет более 40 видов документированной информации, среди которых: документы, содержащие сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК); платежные документы, не являющиеся ценными бумагами (ст. 187 УК); таможенные документы (ст. 188 УК); бухгалтерские и иные учетные документы, отражающие экономическую деятельность (ст. 195 УК); налоговые декларации (ст. 198, 199 УК); документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным (ст. 198, 199 УК); официальные документы, удостоверяющие соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности (ст. 238 УК); документы, являющиеся основанием для получения бюджетных средств (ст. 285.1 УК).

Всю совокупность охраняемой государством официальной информации в зависимости от вида носителей следует подразделять на следующие группы: информация на материальных носителях (машинные, бумажные, компьютерные, аудио-, видео-, кино-, фотоносители, иные носители); вне носителей, как сумма достоверных знаний об информации, уже содержащейся на носителях (ознакомление с документом, его копией; проекты документов; протоколы о намерениях).

Таким образом, охраняемой государством официальной информацией является информация, содержащая сведения о фактах, имеющих юридическое значение; созданная уполномоченным государством производителем (юридическим или физическим лицом); подчиняющаяся определенному правовому режиму оборота; находящаяся как на носителях, так и вне таковых.

Характер информационного взаимодействия, определяемый государственной информационной политикой, является основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом. Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти. Для демократического государства характерно акцентирование внимания на защите прав человека — углубленное правовое регулирование отношений, связанных с охраной личной и семейной тайны и связанных с ней институтов профессиональных тайн.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В рамках учебника мы остановимся только на нескольких видах охраняемой государством информации.