Лекция 16. Правовые основы защиты информации
Современное общество использует все большее количество информации. Информация в той или иной форме становится основой деятельности во всех сферах экономики. Одновременно с этим информация является объектом различного рода правонарушений. Из чего следует необходимость изучения понятийного аппарата законодательства об информации, а также основ ее защиты.
Термин "информация" в переводе с латинского означает "разъяснение, изложение". Под информацией в общенаучном смысле понимаются "некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний".
Вместе с тем определение понятия "информация" ГК РФ не содержит, что является причиной возникновения различных споров. Так, некоторые специалисты полагают, что
"...под информацией в ГК следует понимать только лишь коммерческую и служебную тайну". Эта позиция обосновывается тем, что в ст. 139 ГК РФ развиваются только положения по поводу коммерческой и служебной тайн, и, следовательно, другие виды информации к ГК РФ отношения не имеют. Стоит согласиться с мнением В. А. Копылова, что "такое утверждение является лишь попыткой уйти от решения проблемы собственности в связи с информацией".
В связи с этим основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, при обеспечении защиты информации является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. По типу отношений, при которых используется информация, она может быть разделена на информацию как: объект публичных правовых отношений; объект гражданских правовых отношений; объект иных правовых отношений.
В зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется:
o на информацию с ограниченным доступом (которая в свою очередь делится на информацию, существующую в виде государственной тайны и информацию, существующую в виде конфиденциальной информации);
o открытую (общедоступную) информацию.
Следует подчеркнуть, что исходя из подхода, предполагающего обязательное наличие субъекта, воспринимающего информацию, полностью закрытой информации не бывает, так это означало бы, что существует информация неизвестная никому, т.е. информация без субъекта ее воспринимающего.
К открытой информации относится: вся не правовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация2. В ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1
"О государственной тайне" определен перечень сведений, составляющих государственную тайну.
К сведениям конфиденциального характера согласно Указа Президента РФ от 06.03.1997 № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", отнесены:
o сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. При этом сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными;
o сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 К" 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
o служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);
o сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
o сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
o сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками:
o доступ ограничен в соответствии с законом;
o цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Признаки охраноспособности информации:
o охране подлежит только документированная информация;
o информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом;
o защита информации устанавливается законом.
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется:
o на информацию, свободно распространяемую;
o информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
o информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
o информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Законодательством Российской Федерации могут быть также установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
В зависимости от обладателя информацию можно разделить на информацию граждан (физических лиц), юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.