Правовые основы юридического сопровождения (управления) организацией. Дифференциация управленческой работы
Правовые основы юридического сопровождения (управления) организацией представляют собой синтетическую модель, т.е. подразделяются на отдельные правовые положения, содержащиеся в различных отраслях права. Так, взаимоотношения администрации и работников являются предметом правового регулирования в трудовом праве, отношения властного публично-правового характера – в административном праве, порядок создания и деятельности юридических лиц регламентируется гражданским правом, а правовые основы деятельности органов управления юридического лица содержатся в корпоративном праве.
Управление есть выработка и принятие решений и их реализация для достижения поставленной цели, в его основе лежит процесс передачи информации (управляющего сигнала) в определенной форме.
Управление организацией можно рассматривать с учетом объекта (цели), на который направлен процесс управления: повышение прибыли, снижение расходов, упорядочение взаимоотношений между подразделениями, увеличение объема продаж и т.д. При этом предприниматель осуществляет следующие управленческие действия (состав):
– выбор цели и формирование задач;
– прогнозирование (планирование);
– определение средств и методов;
– подбор кадров;
– принятие решения;
– осуществление действий по реализации;
– мониторинг;
– проверка эффективности деятельности и др.
С правовой точки зрения особый интерес вызывает дифференциация управленческой работы по следующим сферам и сегментам деятельности организации.
1. Создание организации, включая выбор вида бизнеса и организационно-правовой формы организации, построение модели управления.
2. Составление бизнес-плана, т.е. разработка проекта ведения дел. Такой план может быть как общим, имеющим стратегическое значение (например, основные направления деятельности компании в будущем году, реструктуризация компании), так и локальным (например, для запуска конкретного проекта). Важнейшими компонентами всякого бизнес-плана являются: цель, сроки осуществления, источники финансирования, расходная часть, кадровый, организационный, юридический механизм осуществления, конечные итоги. Сам по себе бизнес-план не регламентирован действующим российским законодательством, однако иногда в составе требуемых документов бизнес-план не назван, но по смыслу имеется в виду именно он; так, для получения федеральных инвестиций требуется указание сведений, представляющих собой основные параметры бизнес-плана[1].
3. Формирование собственной системы бухгалтерского учета и отчетности, иной государственной отчетности, а также продуманной налоговой политики, обеспечивающей как законность, так и оптимальность налоговых платежей.
4. Организация персонала, в том числе создание кадровой службы, подбор, расстановка кадров, правовое закрепление их прав и обязанностей в должностных инструкциях, обеспечение их ротации и профессиональной пригодности, определение способов и форм удовлетворения организации в рабочей силе (кадрах): обычный наем, привлечение сторонних организаций, аутсорсинг, лизинг персонала и т.п.
4. Определение конкретной модели управления, системы принятия решений, иерархии управленческих органов, становление внутренней структуры организации, выделение ее подразделений, создание филиалов и представительств.
5. Организация ресурсно-материального обеспечения и сбыта, установление требуемого правового режима используемого имущества, проведение маркетинговой политики.
6. Организация правовой работы.
7. Разработка и реализация внутренних стандартов, технологических процедур, систем сертификации, управления качеством товаров (работ, услуг).
8. Обеспечение имущественной (материальной) и информационной безопасности организации, безопасности условий труда, разработка систем снижения рисков. Организационная работа в этом направлении предполагает создание соответствующих правовых режимов. В частности, речь может идти о режиме коммерческой тайны, режиме конфиденциальности применительно к секретам производства, совершении регистрационных процедур в отношении объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков, знаков обслуживания, изобретений, промышленных образцов).
9. Формирование и проведение определенной корпоративной политики, обеспечивающей реализацию общих целей партнеров по бизнесу, и достижение единства цели всех заинтересованных лиц. Непременным компонентом такой политики является установление и решение задач по изменению уставного капитала, его соотношению с прочими активами, по реорганизации, созданию сопутствующих компаний (например, дочерних или на основе соглашений с контрагентами), участию в согласованных действиях на рынке в пределах допустимого антимонопольным законодательством и иная аналогичная работа.
Следствием корпоративной политики выступает корпоративное управление. С. Д. Могилевский, опираясь на данные различных отраслей современной науки, заключает: "Осуществляемое хозяйственным обществом корпоративное управление, будучи разновидностью социального управления, представляет собой непрерывное и целенаправленное упорядочивающее воздействие на поведение людей, вовлеченных в сферу деятельности хозяйственного общества (лица, уполномоченные на то законом и учредительными документами), в круг корпоративных интересов (участники, члены органов управления) или связанных трудовыми отношениями (работники и должностные лица). Это воздействие реализуется через формируемые между этими лицами управленческие отношения субъекта и объекта корпоративного управления"[2]. Корпоративное управление признают организационной моделью, призванной, с одной стороны, регулировать отношения между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а с другой – согласовывать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая тем самым эффективное функционирование компаний[3]. Корпоративное управление – это совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпораций. Корпоративное управление в узком смысле, как управление акциями, следует отличать от управления производством, организации производства и от непосредственной производственной деятельности (технологии производства). Управление производственнохозяйственной деятельностью корпораций, включая инвестиционную, технологическую, кадровую, сбытовую, получило наименование менеджмента (англ. management).
10. Разработка собственной системы локальных актов, включая правила внутреннего распорядка, положений об органах управления, о подразделениях и т.п.
11. Организация системы планирования и долгосрочного прогнозирования в целях современной модернизации оборудования, технологии и других элементов производственной и непроизводственной сферы. Как правило, юридическое закрепление этой работы выражается в установлении соответствующих направлений деятельности, определении ответственных лиц, их компетенции.
Отражение этих аспектов в учредительных документах, локальных актах, рабочей документации, иных регламентов[4].
12. Определение и закрепление инвестиционных и инновационных действий, обеспечивающих перспективу развития.
13. Организация внутреннего документооборота. Следует учитывать, что большинство нормативных актов и государственных стандартов, определяющих порядок и ОГЛАВЛЕНИЕ собственной документации организаций, в настоящее время носит преимущественно методический характер, но они есть применительно ко всякой организационной документации: и к документации технической, и к делопроизводству (например, продолжает действовать ГОСТ Р 6.30–2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов")[5].
Как видно из приведенного перечня управленческих действий, значительная часть вопросов управления может быть решена только в рамках надлежащего правового регулирования – с помощью нормативных правовых и локальных актов.
Возвращаясь к правовому регулированию деятельности предпринимателя, можно сделать вывод о том, что, с точки зрения мотивации, личность предпринимателя рассматривается в двух ипостасях: во-первых, как собственника имущества и других ресурсов, старающегося извлечь максимальный доход из своей деятельности, а во-вторых, как руководителя по отношению к наемным работникам, работающим у него на условиях контракта. Эти критерии как раз и находят отражение в составе рассмотренных выше управленческих действий предпринимателя. Из этих двух положений мы и будем исходить в дальнейшем при рассмотрении вопроса о содержании управленческой деятельности предпринимателя.