Правовые основы тендерной политики
Формирование государственной тендерной политики во многих странах мира началось после Второй мировой войны, что было связано с вовлеченностью многих женщин в общественное производство и закрепление в нем после окончания войны. Этому способствовал и тот факт, что потеря значительного процента мужского населения требовала компенсации трудовых ресурсов, что потребовало от правительств многих западных стран пересмотра существующего законодательства и предоставления прав и гарантий женщинам как равноправным субъектам общественного развития.
Важнейшим механизмом тендерной политики является создание нормативно-правовой базы, призванной обеспечивать тендерное равенство. Основу этому положили международные документы, большая часть которых были ратифицированы в СССР и России.
26 июня 1945 г. Конференция ООН в Сан-Франциско приняла Устав ООН, в котором был провозглашен принцип равенства мужчин и женщин: "Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (ратифицирована Верховным Советом СССР 20 августа 1945 г.).
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла важнейший международно-правовой документ Хартию прав человека: всеобщую декларацию прав человека, призвавшую все государства и народы к ее выполнению, стремясь "путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией". Декларация провозглашала права человека независимо от этнической, религиозной, половой принадлежности. Статья 1 провозглашала: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства" (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 г.).
В 1954 г. вступила в силу Конвенция ООН о политических правах женщин, в которой было провозглашено, что женщины, исходя из принципа равноправия мужчин и женщин, указанного в Уставе ООН, имеют право участвовать в выборах, быть избранными, занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом, на равных условиях с мужчинами.
16 декабря 1966 г. ГА ООН приняла Международный Пакт о гражданских и политических правах (вступил в силу 23 марта 1976 г.), в котором указывалось: "Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте".
7 ноября 1967 г. ГА ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, в которой говорилось, что "Дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами, является несправедливостью в своей основе и представляет собой преступление против человеческого достоинства". Кроме того: "Должны быть приняты все необходимые меры для аннулирования существующих законов, обычаев, постановлений и практики, которые являются дискриминационными в отношении женщин, установления надлежащей юридической защиты равноправия мужчин и женщин, в частности: а) принцип равенства для мужчин и женщин должен быть включен в конституцию или иным образом гарантирован законом; Ь) международные акты Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, касающиеся устранения дискриминации в отношении женщин, должны быть ратифицированы или к ним должны присоединиться или они полностью должны быть претворены в жизнь в возможно короткий срок".
18 декабря 1979 г. ГА ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (вступила в силу 3 сентября 1981 г.), в которой раскрывалось понятие "дискриминация в отношении женщин" -"любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на пет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области", а также призвала государства-участников, осуждающих дискриминацию в отношении женщин: "а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа; Ь) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин; с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; ") воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством; е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия; г) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин; g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин" (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1980 г.)".
6 октября 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, допускающего право подачи женщинами и женскими неправительственными объединениями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. После ратификации и вступления в силу Факультативного протокола в 2004 г. такие жалобы могут направляться в Комиссию ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин отдельными лицами, группой лиц или организациями, понесшими ущерб или в иной форме пострадавшими в результате нарушения прав, предусмотренных в Конвенции.
3 июня 1981 г. Генеральная Конференция международной организации труда (МОТ) приняла Конвенцию №156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями". В ст. 3 утверждалось: ". Для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена Организации заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности. 2. Для целей пункта 1 настоящей статьи термин "дискриминация" означает дискриминацию в области труда и занятий, как это определено в статьях 1 и 5 Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятий". Статья 4 декларировала, что "Для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин принимаются все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем чтобы: а) трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы; Ь) принимались во внимание их потребности в области условий занятости и социального обеспечения".
Таким образом, Конвенция предусматривала меры, призванные содействовать утверждению подхода к проблеме равенства прав путем разделения трудовых льгот и семейных обязанностей между трудящимися мужчинами и женщинами на основе принципа равных возможностей.
20 декабря 1993 г. ГА ООП приняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин, в которой впервые было раскрыто понятие "насилия в отношении женщин" -"любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни" (ст. 1), а ст. 3 Декларации подтвердила, что "Женщины пользуются равными правами в отношении осуществления и защиты всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любых других областях. Эти права включают, в частности: а) право на жизнь; Ь) право на равенство; с) право на свободу и личную неприкосновенность; </) право на равную защиту в соответствии с законом; е) право не подвергаться дискриминации в какой бы то ни было форме; /) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; g) право на справедливые и благоприятные условия труда; И) право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания".
Огромный вклад в разработку и пропаганду идей равных прав и равных возможностей женщин и мужчин, в разработку и реализацию тендерной политики внесли четыре Всемирные конференции по положению женщин.
В 1975 г. в Мехико состоялась Первая Всемирная конференция по положению женщин, па которой была выражена озабоченность по поводу существующей дискриминации женщин и обращено внимание на необходимость разработки стратегии, призванной обеспечить полное равенство и ликвидацию всех форм дискриминации по признаку пола, вовлеченность женщин в процесс развития общества и их полноправное участие в нем, увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире. Принятый итоговый документ Конференции — Всемирный план действий, содержащий основные направления деятельности правительств и всемирного сообщества, был призван решить указанные проблемы. С целью реализации Плана была разработана программа-минимум до 1980 г., предусматривающая равный доступ женщин ко всем сферам деятельности. Конференция призвала правительства разработать национальные стратегии по этим вопросам. 1975 г. по инициативе Международной демократической федерации женщин (МДФЖ) XXII сессией Генеральной Ассамблеи ООН был объявлен Международным годом женщин, а 1975—1985 гг. — Десятилетием женщин, проходившим под лозунгом "Равенство, развитие и мир". В рамках десятилетия были проведены мероприятия: в 1975 г. в Берлине Всемирный конгресс женщин, в 1977 г. — Международная встреча в Москве на тему: "Женщина и социализм", в 1979 г. — Всемирная конференция "За мирное и счастливое будущее детей" и др.
В 1980 г. в Копенгагене состоялась Вторая Всемирная конференция по положению женщин, которая подвела итоги и дала оценку выполнению Всемирного плана действий, внеся в него ряд корректив.
В 1985 г. состоялась Третья Всемирная конференция в Найроби, на которой были подведены итоги Десятилетия женщин и приняты "Перспективные стратегии", в которых были сформулированы стратегические цели, направленные на достижение полного равенства женщин во всех сферах общественной жизни; полноценное включение женщин в процесс социального развития; повышение роли женщин в движение за мир, разоружение и международное сотрудничество. Участники Конференции отметили, что дискриминация женщин остается нерешенной проблемой, требующей совершенствования существующей законодательной базы и поиска путей, обеспечивающих равные права и равные возможности для мужчин и женщин во всех сферах деятельности. Участники Конференции пришли к единодушному мнению, что данная проблема не является абстрактной, оторванной проблемой, а является реальной, требующей системного подхода и касается всех сфер деятельности. Главной задачей "Перспективных стратегий" стало обеспечение практических и эффективных рекомендаций правительствам и неправительственным организациям стран мира для осуществления действий по их реализации.
Вопросы равноправия женщин обсуждались 3—14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, призвавшей Правительства обеспечить равные права и равные возможности женщинам, разработать стратегию устойчивого развития. В основном документе Конференции "Повестка в XXI век" в главе "Глобальные действия в интересах женщин с целью обеспечения устойчивого и справедливого развития" записано: "Перед правительствами предлагается поставить следующие задачи: разработать и внедрить четкую государственную политику и руководящие принципы стратегии и планы... в целях достижения женщинами равенства во всех аспектах жизни общества, включая содействие обеспечению грамотности, образования, профессиональной подготовки, питания, медицинского обслуживания и занятию ими руководящих должностей, а также их участию в мероприятиях по охране и рациональному использованию окружающей среды... по обеспечению и укреплению равноправных возможностей для женщин в плане трудоустройства при наличии соответствующих в области экономической, политической и социальной поддержки, включая систему ухода за детьми, особенно учреждения по дневному уходу за детьми, отпуск по уходу за ребенком". Таким образом, Конференция призвала правительства обеспечить равные права и равные возможности женщинам, разработать стратегию государственной политики, способствующую обеспечению женщинам равенства во всех сферах деятельности.
В 1995 г. состоялась Четвертая конференция в Пекине, на которой была принята Декларация и Платформа действий, в которой дан глубокий анализ положения женщин в современном мире, определена стратегия государств, принявших данные рекомендации, направленные на ликвидацию всех форм дискриминации женщин и устранение препятствий на пути достижения равенства. Впервые в истории государства при проведении политики, а также в своих программах указали на необходимость обеспечения тендерной перспективы. На Конференции было признано, что права женщин и девочек являются неотъемлемой и неделимой составной частью прав человека.
Платформа действий стала важнейшим механизмом для расширения прав и возможностей женщин, устранения препятствий на пути выполнения ими активной роли в общественной и частной жизни па основе их всестороннего участия во всех сферах жизни в области принятия решений.