Лекция 9. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В области охраны окружающей среды, может быть, как ни в какой другой, ощущается значение правосознания граждан и должностных лиц, субъективного отношения к природным ресурсам и природопользованию, роль воспитательного процесса. Законодатель поместил в головной нормативный акт экологического права – ФЗ об охране окружающей среды главу XIII "Основы формирования экологической культуры", включив ее, тем самым, в систему и институты экологического права.
Предстоит не допустить превращения этого провозглашенного феномена лишь в лозунг, уберечь экологическое право от напрасной декларативности, предложить план конкретных организационно-правовых действий, имея в виду сложность, нестандартность, долговременность решения выдвинутой задачи, занимающей свою нишу в сохранении и развитии современной цивилизации.
Учитывая место эколого-правового образования в формировании экологической культуры, полезно рассмотреть актуальные правовые проблемы соотношения преподавания основ экологических знаний и просвещения в этой сфере, узловые моменты правовой подготовки лиц, ответственных за принятие эколого-важных решений, значение нравственности в совокупности с правом в отношениях человека и природы, взаимосвязь экологической культуры с другими направлениями единой государственной экологической политики и иными институтами экологического права.
Экологическое образование
Значение экологического образования в формировании экологической культуры
В ст. 71 ФЗ об охране окружающей среды предусматриваются всеобщность и комплексность экологического образования, а в ст. 74 того же Закона – экологическое просвещение. Тем самым, в праве отражаются представления и воззрения людей, общества, законодателя на способы и направления формирования основ экологической культуры как важнейшего фактора и составной части человеческого поведения в области охраны окружающей среды.
Показательно, что анализируемая глава об основах формирования экологической культуры располагается в ФЗ об охране окружающей среды между главами об экологическом контроле, о научных исследованиях в области охраны окружающей среды и главой об ответственности за нарушение экологического законодательства и разрешении споров в области охраны окружающей среды. Так было и в Законе об охране окружающей природной среды. В этом просматривается определенная логика – экологическая культура есть условие, обстоятельство, сопутствующее выполнению выводов, итогов экологического контроля, средство недоведения физических и юридических лиц до привлечения к ответственности, недопущения их до споров.
Законодательные положения об экологической культуре формулировались на протяжении более тридцати лет на крупных межгосударственных и национальных форумах, многие из них оправдали себя на практике. На первой всемирной Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды, организованной ЮНЕСКО и ЮНЕП в г. Тбилиси в 1977 г., были заложены основы развития экологического образования в мире, определены первостепенное значение этой деятельности среди множества других забот по охране природы и подходы для успешного изменения мировоззрения населения по нетрадиционным аспектам жизнедеятельности.
Среди сформулированных тогда принципов, получивших впоследствии отражение и развитие в праве, в социальной практике, были:
– рассмотрение природной среды в ее единстве – природном, преобразованном трудом человека, технологическом, социальном (экономика, политика, история, культура, мораль, этика);
– междисциплинарный характер, накладывающийся на специфическое ОГЛАВЛЕНИЕ каждого предмета, но с целостной перспективой и с ориентацией на всеобщее равновесие;
– изучение проблем окружающей среды под углом зрения локальным и национальным, региональным и международным;
– сосредоточение на текущих и злободневных ситуациях с непременной оценкой их в исторической перспективе;
– стремление помочь социальным группам и личностям приобрести необходимые ценностные установки по отношению к окружающей
среде, а также мотивации к активному участию в улучшении и защите окружающей среды[1].
В Тбилисской декларации 1977 г. говорилось, что образование, опирающееся на достижения науки и технологии, должно играть ведущую роль в обеспечении озабоченности и лучшего понимания проблем окружающей среды, способствовать накоплению положительных сдвигов в отношении к окружающей среде и использовании народами собственных природных ресурсов. Прошедшие десятилетия были периодом преломления пожеланий – впоследствии они стали именоваться "мягким правом", адаптации их к практической деятельности, превращения в реальные, действующие законодательные предписания.
Согласно декларации экологическое образование должно:
– проводиться для всех возрастов и на всех уровнях, как в формальных, так и неформальных сферах;
– подготовить каждого к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира;
– снабдить каждого навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни и окружающей среды со всей ответственностью, диктуемой этическими нормами;
– способствовать воспитанию представлений о тесной взаимосвязи мира природы и мира, созданного трудом человека, помогать осознанию того, к каким последствиям завтра приведут конкретные поступки сегодня, демонстрировать зависимость народов друг от друга и необходимость объединения усилий всего человечества;
– быть нацеленным на внешнюю общественную активность, направлять каждого на активное участие в разрешении специфических конкретных проблем, на включение в осмысленную деятельность по построению лучшего будущего;
– подчеркивать сложности проблем окружающей среды и в связи с этим – необходимость развития критического мышления.
Среди принципов экологического образования были: предоставление возможности учащимся принимать участие как в планировании учебного процесса, так и в принятии решений и ответственности за их последствия; привитие восприимчивости к окружающей среде, навыков в решении проблем в любом возрасте, но особенно к своему собственному окружению в раннем возрасте; оказание учащимся помощи в выявлении признаков и истинных причин проблем окружающей среды; использование разнообразных обучающих средств и всех доступных педагогических подходов к образованию и воспитанию в области охраны окружающей среды с особым упором на практическую активность и непосредственное участие.
Эти первые международные, несколько идеалистические призывы были положены в основу последующих решений и действий в области формирования экологической культуры, правового регулирования и постановки экологического образования. Что-то из изложенного приобрело конкретные правовые формы и стало регулятором поведения, иные предложения оказались недостаточно востребованными, а главное – не поддающимися нормативному управлению. Однако их значение для последующего отражения в нормативных правовых актах и развития экологического права не уменьшается и может продолжать служить ориентирами правовых основ формирования экологической культуры.
Вторая научно-практическая конференция по экологическому образованию прошла в Минске в 1981 г., третья через пять лет – в Иваново. На этих конференциях в наших выступлениях, к сожалению, единственных, посвященных правовому регулированию воспитания экологической культуры, отмечалась необходимость совмещения знаний, убежденности и природоохранной деятельности лиц, принимающих экологически значимые решения, отражения этих гуманитарных задач в законодательстве, в практике его применения. На всех последующих конференциях, посвященных охране окружающей среды и рациональному природопользованию, всегда уделялось большое внимание экологическому образованию и просвещению как структурным элементам экологической культуры, осознанной деятельности в защиту природы.
Формирование экологической культуры, как и всей единой государственной экологической политики, частью которой оно является, осуществляется в русле общепризнанных принципов и норм международного права, в порядке реализации международного сотрудничества как принципа охраны окружающей среды. ООН провозгласила 2005–2014 гг. десятилетием образования для устойчивого развития – принципа охраны окружающей среды.
Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам; на "воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой
ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной", а также на "воспитание уважения к окружающей природе"[2].
Образование предполагает самообразование и его стимулирование с помощью права. Для выработки системных подходов, активизации и выработки способов экологического самообразования проводятся встречи и симпозиумы министров образования и охраны окружающей среды различных государств. Это объясняется тем, что формирование экологической культуры рассчитано на многие десятилетия, что работа в этом направлении не может давать быстрых ощутимых результатов, но в конечном счете именно она призвана сплотить народы на экологических приоритетах и дать тот решающий сдвиг в мышлении, который обеспечит надлежащее отношение граждан к экологии.
На значении, порядке формирования, характере и содержании экологической культуры фокусируются все отрасли экологии и усилия их представителей – биологов, географов, почвоведов, ботаников, зоологов, растениеводов, животноводов, социологов, философов и др. К сожалению, их совместные встречи, дискуссии и симпозиумы свидетельствуют об их разобщенности и крайне низкой правовой культуре большинства экологов, не осознающих возможности, роль права в жизни общества и решении экологических проблем. Отражение основ формирования экологической культуры в ФЗ об охране окружающей среды означает и предполагает законодательное регулирование, то есть упорядочивание долговременного процесса формирования экологической культуры, который не может не интересовать юристов и юриспруденцию, показывать достоинства и недостатки различных сторон и способов этого регулирования, исходя из профессионального понимания правотворчества и его влияния на социальную практику.
Коллегия Минприроды России в 1992 г. одобрила Стратегию развития экологического образования в Российской Федерации, где экологическая культура определена как совокупность опыта взаимодействия людей с природной средой, выраженная в виде теоретических знаний, нравственных норм, ценностей и культурных традиций, обеспечивающая формирование экологического сознания, способы практического взаимодействия с этой средой.
В конце 1990-х гг. был разработан и принят Государственной Думой Федерального собрания РФ, одобрен Советом Федерации Федерального собрания РФ законопроект "Об экологическом образовании". Однако из-за его излишней декларативности, отсутствия четких специфических требований к экологическому образованию и размытости предмета регулирования он не был одобрен Президентом РФ. Многие его положения были учтены при доработке Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"[3], являющегося базовым для всех направлений образования, в том числе экологического, юридического, языкового, экономического, исторического и др.
В 2000 г. депутатами был разработан и внесен в Государственную Думу РФ законопроект "Об экологической культуре", в котором были сформулированы некоторые понятия, отличающиеся особенностями по сравнению с терминами Закона РФ "Об образовании". Отклонение Президентом РФ на основании заключения государственно-правового управления Администрации Президента РФ проектов федеральных законов об экологическом образовании и об экологической культуре обосновывалось, в том числе, и тем, что отсутствуют самостоятельные предметы и сферы регулирования, которые предусматриваются в других законах и иных нормативных правовых актах. Весьма полезное замечание, которое надо учитывать законотворческим органам и депутатам, стремящимся по каждой проблеме соорудить законодательный акт, вместо того чтобы исследовать и понять, почему не действует предыдущий акт на ту же тему.
Последующее снятие этих законов с рассмотрения в законодательном органе не должно было означать снижение интереса к экологии, но лишь предполагало возможность решения проблемы экологического образования и экологической культуры другими, более рациональными и эффективными способами – в других, более общих нормативных правовых актах, в подзаконных актах. Например, Концепция национальной безопасности РФ определяет воспитание экологической культуры населения в качестве приоритетного направления деятельности государства в экологической сфере.
Последнее десятилетие муссируется значение международной Хартии Земли как основополагающего документа, призванного объединять экологические усилия народов. Этот акт годится для очередного нагнетания и сосредоточения внимания общественного мнения вокруг глобальных проблем экологии, привлечения интереса к экологической культуре и образованию, ориентира для правотворчества и национальных законодательств в этой области. Современная проблема заключается в том, чтобы некоторые (но не все, многие целесообразно оставлять для сферы нравственности) правильные природоохранные призывы переводить на язык правовых требований и законодательных актов, понимая значительные, но ограниченные возможности права, в том числе экологического.