Лекция 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– основные принципы и методы экологической экспертизы и государственного экологического надзора;
– особенности и основные источники права, регламентирующие условия и порядок проведения экологической экспертизы и осуществления государственного экологического надзора;
уметь
– разграничивать виды отношений, составляющих предмет экологической экспертизы и государственного экологического надзора;
– анализировать, толковать и правильно применять нормы экологической экспертизы и государственного экологического надзора;
владеть навыками
– использования норм законодательства, устанавливающих особенности проведения экологической экспертизы и осуществления государственного экологического надзора;
– применения нормативных актов, регулирующих вопросы экологической экспертизы и государственного экологического надзора.
Понятие и виды функций экологического управления
Управление в общем виде представляет собой целенаправленное организующее воздействие для приведения поведения субъектов общественных отношений в соответствие определенным требованиям.
Экологическое управление представлено различными функциями: подзаконное нормотворчество, экологическая экспертиза, экологический мониторинг, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический аудит, экологический надзор и контроль.
Функции экологического управления осуществляются разными субъектами экологических отношений: государственными и муниципальными органами власти, организациями и гражданами. В зависимости от субъекта управления принято выделять государственное, муниципальное, производственное и общественное экологическое управление.
Государственное управление является доминирующим видом управления. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" впервые в истории российского законодательства государственное управление было разделено на функции: нормотворчество, контроль и надзор, управление государственным имуществом, оказание государственных услуг. При этом определенные функции закреплены за соответствующими федеральными органами власти:
– экологический контроль и надзор – за Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
– управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере экологических отношений – за соответствующими агентствами (Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов и др.);
– нормотворчество – за министерствами (в области экологических отношений – Министерство природных ресурсов и экологии РФ) и соответствующими службами и агентствами в пределах своей компетенции.
Муниципальное управление в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" заключается в организации органами местного самоуправления мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Общественное управление осуществляется общественными объединениями и гражданами путем экологической пропаганды и просвещения, проведения общественной экологической экспертизы, участия в подготовке экологически значимых решений.
Производственное управление осуществляется юридическими лицами, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов. Основой производственного управления являются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие экологические требования применительно к хозяйственной деятельности организации.