Лекция 38. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• понятие коррупции;
• формы коррупции;
• нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции;
• основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции;
• международное антикоррупционное сотрудничество;
• антикоррупционную экспертизу;
уметь
• отличать противодействие, предотвращение и профилактику коррупции;
владеть навыками
• выявления конфликта интересов;
• установления коррупциогенных дефектов законодательства;
• проведения элементарных экспертных действий.
Понятие коррупции
Коррупция (лат. corruptio – порча, обольщение, подкуп) обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Этот термин произошел от сочетания латинских слов correus – совместно обвиняемый и rumpere – ломать, повреждать, нарушать, уничтожать.
В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода процесса управления делами общества.
В Толковом словаре С. Ожегова дается такое определение коррупции: "Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами"[1].
Коррупция – это социальное явление, заключающееся в использовании государственными служащими, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в частных интересах.
Девятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) сформулировано понимание коррупции как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". То есть это понятие включает в себя и взяточничество, и покровительство на основе личных связей, и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
Междисциплинарная группа Совета Европы по коррупции дала еще более широкое определение: "Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других"[2]. В данном случае субъектом коррупционных деяний может быть не только должностное лицо.
Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться нс принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений.
В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные муниципальные заказы, льготы по платежам в бюджет и т.п.
Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается с подмены целей корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.
По субъектному составу.
• высшая коррупция, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в правительстве, федеральном собрании, верховном суде и иных федеральных органах;
• низовая коррупция, происходящая при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления (штрафы, регистрации и т.п.);
• особая коррупция, проявляющаяся в негосударственных организациях (коммерческих или некоммерческих), сотрудники которых могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы их организаций, в пользу третьих лиц, например, получение кредитных средств под несуществующие инновационные проекты с последующим исчезновением как денег, так и людей, получающих их.
По объекту воздействия:
• коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности "нужных людей" или родственников в иные органы государства;
• коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.;
• коррупция в судебных органах;
• коррупция в органах местного самоуправления;
• коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве.
По характеру воздействия па регулируемые отношения:
• уголовно наказуемые преступления;
• гражданско-правовые нарушения;
• административные и дисциплинарные проступки;
• злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.
По своему охвату (размерам):
• региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов;
• национальная, действующая в рамках одной страны, одной системы права;
• межнациональная (международная), охватывающая своим действием несколько государств.
Более широкому распространению коррупции способствуют:
• создание очереди для получения услуг (с помощью установления более длительных сроков исполнения процедур, введения ограничений и пр.);
• закрытость процедур проведения конкурсов и тендеров для размещения заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
• создание "карманных" общественных организаций для создания видимости участия общественности в управлении;
• жесткий контроль за СМИ;
• отказ от регламентации деятельности законодательных и исполнительных органов;
• пренебрежение правовым просвещением граждан;
• противодействие общественному контролю за деятельностью представительной и исполнительной власти, создание преград в деятельности общественных объединений;
• отказ от декоммерциализации государственной и муниципальной деятельности в сферах оказания социальных услуг;
• закрытость кадровой политики в сфере муниципального управления.
Правовую базу противодействия коррупции составляют следующие акты:
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537;
• Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297;'
• Федеральный закон "О противодействии коррупции";
• Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и др.
Регулирование противодействия коррупции осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Например, указами Президента РФ от 02.04.2013 № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"; от 21.09.2009 № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" и др.