Правовые факторы

К правовым факторам, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов, относятся различные законодательные акты, постановления, нормативные документы, принимающиеся на разных уровнях от федерального до местного. Эти факторы ограничивают и направляют маркетинговую деятельность любого предприятия, оказывают влияние на принятие общехозяйственных решений. Речь идет прежде всего о законодательных актах, обеспечивающих добросовестность конкуренции, честную деловую практику.

Правовое регулирование конкуренции

Вместе с развитием конкуренции в России формируется и совершенствуется нормативная база, направленная на поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Φ3 "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) направлен в первую очередь на то, чтобы российские предприятия могли вести свою деятельность в пространстве цивилизованного рынка. Как известно, уровень свободы и справедливости в обществе и на рынке зависит от уровня монополизма и от его влияния на экономическую жизнь и политическую власть. При отсутствии ограничений на деятельность монополий не идет речи о свободе и справедливости как базовых ценностях развития любого общества и экономики. Такой законодательный акт, как Закон о защите конкуренции, значительно меняет правила игры и взаимоотношения государства и бизнеса.

Закон о защите конкуренции устанавливает такой порядок, при котором предупреждаются и пресекаются злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем товарном рынке. Доминирующей может быть признана компания, чей удельный вес на рынке составляет более 50 %. В отдельных случаях доминирующей может быть признана компания, которая занимает меньшую долю рынка. Это допускается в тех случаях, когда товару нет заменителей на рынке. Вводится понятие коллективного доминирования, когда три компании занимают более 50 % рынка или пять компаний – более 70 %.

Однако сам факт признания компании или группы компаний доминирующими еще не влечет за собой санкций со стороны антимонопольного органа. Санкции последуют, если будет обнаружен и доказан факт злоупотребления доминирующим положением.

С принятием Закона о защите конкуренции государство уходит от излишнего вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, от тотального контроля. Значительно увеличен порог экономической концентрации, когда нужно получать предварительное согласие и разрешение антимонопольного органа на сделку. Ранее он составлял 20 млн руб., а согласно последнему закону – более 200 млн руб. При этом изменился порядок с разрешительного на уведомительный, т.е. по факту сделки. Благодаря этому положению закона, большая часть предприятий освободилась от чрезмерного контроля антимонопольной службы, что предоставило больше возможностей для развития малому и среднему бизнесу.

Важным конкурентным преимуществом любого предприятия является защищенность новых товаров, товарных марок и брендов. Необходимый правовой механизм для охраны прав участников маркетинговой деятельности, изготовляющих товары, создает Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть четвертая; от 18 декабря 2006 г. № 230-Φ3).

В Российской Федерации осуществляется правовое регулирование и рекламной сферы. Основным инструментом такого регулирования является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Φ3 "О рекламе" (далее – Закон о рекламе).

Закон о рекламе устанавливает важнейшие требования, предъявляемые к рекламе, понятия недобросовестной и недостоверной рекламы. К примеру, в том случае, если под видом питьевой воды рекламируется товарный знак алкогольной продукции. Реклама признается недостоверной, если она содержит не соответствующие действительности сведения о товаре, его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, сроках службы, сроках годности товара.

Законодательство о рекламе важно как для предприятия, так и для любого гражданина РФ как ежедневного потребителя конкретных услуг и товаров. Оно способствует достижению цивилизованного уровня российского рынка рекламы.

Правовое и нормативное регулирование отдельных отраслей и сфер

Регулирование деятельности предприятий отдельных отраслей осуществляется соответствующими правовыми и нормативными актами и нередко оказывает существенное влияние на маркетинговую и хозяйственную деятельность компаний. К примеру, регулирование деятельности телекоммуникационных компаний осуществляется Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи).

В 2006 г. в результате внесения поправок в Закон о связи был внедрен принцип "платит звонящий" (calling party pays – СРР), отменивший плату за входящие телефонные звонки. Это нововведение существенно изменило схему расчетов абонентов с операторами как сотовой, так и фиксированной связи. Данное изменение в законодательстве значительно повлияло также на систему взаиморасчетов между операторами связи.

Предприятиям, оказывающим телекоммуникационные услуги, пришлось гибко реагировать на такие изменения. Поменялась тарифная (ценовая) политика как сотовых операторов, так и операторов фиксированной связи.

Другим примером влияния изменений в законодательстве на деятельность компаний является ситуация на российском страховом рынке. Либеральные условия формирования российского страхового рынка привели к тому, что в начале 1990-х гг. появилось большое число страховых компаний с низким уровнем капитализации, которое в 1995 г. составляло 2800. В 2006 г. реально проводили страховые операции уже только 886 страховых компаний. За период с 2002 по 2006 г. "чистый уход" страховщиков с рынка составил 490. Тенденция уменьшения количества страховых компаний обусловлена прежде всего ужесточением требований страхового законодательства к минимальному размеру уставного капитала, отзывом лицензий у страховщиков из-за недостаточной капитализации, а также зачисткой "схемных" компаний, осуществляемой Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзор).