Правовые факторы
Как известно, право должно выступать не только регулятором общественных отношений, но и их гарантом. Однако можно предположить, что в России особенности действующего законодательства способствуют распространению коррупции.
Среди них следует выделить неразвитость и несовершенство нормативно-правовой базы:
– ненадлежащая правовая регламентация служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;
– отсутствие между ними четкого распределения компетенции;
– дублирование и совмещение служебных обязанностей должностных лиц различных министерств и ведомств;
– отсутствие четких санкций за нарушение тех или иных норм.
Об этом свидетельствует и опрос граждан (табл. 3.11).
Таблица 3.11
Правовые предпосылки возникновения коррупции
Рейтинг |
Проблема, причина |
Мнение граждан |
|
важно |
не важно |
||
1 |
Нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновникам |
80,6 |
7,9 |
5 |
Противоречие законов друг другу или внутри одного и того же закона |
76,9 |
8,9 |
6 |
Широкая свобода усмотрения чиновника, представляемая законом или подзаконным актом (инструкцией) |
73,3 |
9,7 |
15 |
Работа должностных лиц плохо регламентирована правилами |
61,9 |
20 |
16 |
Обилие ведомственных инструкций, циркулярных писем и пр. |
60,6 |
20,3 |
Кроме того, причиной существования коррупции в России является недостаточная эффективность действующего уголовного законодательства.
В качестве правового фактора, влияющего на формирование коррупции, выступало долгое отсутствие федерального закона о борьбе с коррупцией. Правда, 4 апреля 1992 г. был подписан Указ Президента РФ № 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Однако данный подзаконный акт явился лишь слабой попыткой навести порядок в этих отношениях. В 1995 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон "О борьбе с коррупцией". Однако тогдашний президент РФ Б. Н. Ельцин наложил на него вето. После очередной попытки принять закон в 1996 г. участь его оказалась прежней – в 1997 г. уже В. В. Путин наложил вето. В 2000 г. Государственная Дума РФ голосовала за очередную редакцию закона, но он не набрал нужного количества голосов.
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" носил в основном половинчатый характер. Декларации о своих доходах давали в основном чиновники низового звена. И, наконец, 19 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". А 23 ноября 2012 г. принят Федеральный закон № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Положительное воздействие на развитие коррупции, по мнению большинства криминологов, оказывает наличие иммунитета от уголовного, административного преследования. Это относится к депутатам, губернаторам, мэрам, судьям и др.
Провоцирует коррупционное поведение и противоречивость отечественного законодательства (коллизия). Например, ст. 575 ГК РФ и ст. 290 УК РФ – прямое тому подтверждение.
Нравственно-идеологические факторы
Марксистско-ленинская идеология, которая насаждалась в России в течение более 70 лет, приносила свои плоды. Люди надеялись, что в будущем все наладится. Однако в начале 1990-х гг. вся идеология рухнула. Вместе с ней рухнули идейные принципы, отношение к культурным ценностям, традициям. И главное – пропала надежда на лучшую жизнь. Противовесом идеологической "интоксикации" прошлого стала происходящая в России своеобразная контрреволюция духа ввиду полного исчезновения моральной регуляции социального поведения со стороны государства и общества. Негативными последствиями такого положения дел стали резкое понижение уровня культуры и коренное преобразование социальных ценностей всего общества.
Отсюда понятно отсутствие политической и правовой культуры, традиций гражданского общества, которые не могут сформироваться в короткий срок. А именно эти факторы сдерживают развитие негативных явлений во властных структурах, в том числе коррупцию.
Высокие идеалы прошлых лет были выброшены на свалку истории. Вместо них стали доминировать деньги, ханжество, карьеризм, эгоизм и пр. Принципы и поговорки, такие как: "Рука руку моет", "Хочешь жить – умей вертеться" и т.п. – стали реалиями наших дней.
Чиновники властных структур стали напоминать бабочек-однодневок. Находясь на посту любого уровня, должностное лицо стремится воспользоваться всеми доступными и недоступными благами. Например, сотрудники ФСБ задержали министра здравоохранения Челябинской области при получении взятки – части отката – от главного врача одной из городских больниц. Сумма отката составила 28 млн руб. За эти деньги министр якобы должен был обеспечить поставку медицинской техники в больницы города и области на 143 млн руб. В Алтайском крае передано в суд дело заместителя главврача краевой больницы и двух сотрудников медицинской компании. Ущерб от завышенной цены томографа составил более 70 млн руб.
Кампании по борьбе с коррупцией, которые проводятся во властных структурах, не приносят видимых успехов, скорее, наоборот, показывают безнравственность и неэффективность этой борьбы.
Следует сказать, что связь коррупции с моральной и культурной деградацией общества отмечается отечественными и зарубежными экспертами как факт. В то же время падение уровня нравственности происходит под воздействием роста коррупции.