Правовые акты в области защиты информации и государственной тайны
Прежде всего, необходимо отметить, что специфика такой правовой категории как "информация" заключается в повсеместности его использования. В связи с этим, положения, регулирующие порядок использования и защиты информации включаются в законодательство различной отраслевой принадлежности.
Основным законодательным актом, регламентирующим порядок использования информации, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Данный закон регламентирует порядок поведения сторон отношений, которые возникают при осуществлении гражданами своих нрав на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений, возникающих при охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Закон осуществил унификацию как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципов и правил регулирования информационных отношений, устранил ряд пробелов в части правового регулирования данных отношений, приблизил российское законодательство к международной практике регулирования информационных отношений.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закрепляет как основные понятия, применяемые при работе с информацией, так и правовое положение и статус информации как объекта правоотношений, правовой статус субъектов правоотношений с участием информации; определяет основные принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в частности принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничения доступа к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Закон содержит положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация.
В частности, информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице - распространителе в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю возможность отказа от такой информации. Закон устанавливает основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" является специальным законом, применяющимся в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в России. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства, по общему правилу, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные законом, наравне с организациями и гражданами России.
В России провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов). Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Наряду с этим, в законе определены основные понятия, необходимые для детального регулирования правоотношений, связанных с производством и распространением массовой информации.
Законодательно определен порядок организации деятельности средств массовой информации: порядок учреждения, регистрации (в частности, указано, что учредителем или соучредителем средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, орган местного самоуправления), а также прекращение и приостановление деятельности СМИ.
Достаточно подробно российским законодательством урегулирован процесс распространения информации. Определяется порядок выхода информации в свет, а также требования, предъявляемые к выходным данным. Рассматриваются вопросы выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию. Законодательством определяются основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.
Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных Россией. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.
За нарушения законодательства о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.
Требования вышеуказанного закона конкретизирует постановление Правительства РФ от 01.11.2001 № 759 "Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке". Данное постановление изменяет порядок регулирования отношений между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями, вытекающих из договора подписки на периодические печатные издания, а именно порядок оформления, изменения и расторжения договора подписки. Нормы положения устанавливают обязанность распространителя представлять подписчику информацию не только о наименовании издания, но и об условиях подписки, о фирменном наименовании редакции, о месте получения дополнительной информации. Редакция, издатель либо распространитель может увеличить цену подписки при существенном возрастании цены издания и цены доставки, а также стоимости оказываемых третьими лицами услуг, однако при этом подписчику может быть предложено доплатить разницу (если такое увеличение нельзя было предусмотреть при заключении договора подписки) либо отказаться от подписки в случае несогласия (хотя последнее будет осуществлено только по решению суда).
Иные нормативные акты регулируют отдельные отношения по производству и использованию информации в различных отраслях экономики. Так, Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на выработку мероприятий по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Инсайдерская информация - точные и конкретные нераскрытые сведения, распространение или предоставление которых может существенно повлиять на цепы финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. В частности, данные, касающиеся эмитентов ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов и иная информация.
Закон определяет следующие положения:
o кто относится к лицам, обладающим инсайдерской информацией;
o какие действия признаются манипуляцией рынком (умышленное распространение заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов существенно отклонились);
o ответственность (уголовная и административная) за такие деяния;
o субъекты (органы и организации), которые должны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на своих сайтах.
Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяется Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Законом определены основные принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы се предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц. Установлена ответственность за нарушение порядка доступа к информации.
Доступ к информации, связанной с деятельностью судов, регулирует Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В соответствии с законом получение информации возможно путем присутствия в открытом судебном заседании; опубликования информации о деятельности судов в СМИ; размещения информации в сети Интернет; размещения информации в помещениях судов; ознакомления с информацией из архивных фондов; предоставления информации по запросу. Доступ к информации о деятельности судов, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, ограничивается. Устанавливается обязанность судов создавать официальные сайты с указанием адресов электронной почты, но которым может быть направлен запрос. Там же должны указываться общие сведения о суде; информация, связанная с рассмотрением дел; тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы; данные судебной статистики; информация о кадровом обеспечении суда; информация о порядке и времени приема граждан; сведения о размещении госзаказов.
Отдельные категории информации, а также порядок их создания и предоставления регулируется специальными нормативными актами:
o Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №59 "О предоставлении информации о ввозе лекарственных средств на территорию Российской Федерации и вывозе лекарственных средств с территории Российской Федерации" определяет порядок предоставления Минздравсоцразвития России в распоряжение ФТС России Госреестр лекарств, которая ежемесячно не позднее 30-го числа предоставляет в Министерство информацию о ввозе и вывозе лекарств;
o постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" определяет состав и порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, а также по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Потребителю должны быть доступны: перечень регулируемых государством услуг, цены (тарифы) на них, их основные потребительские характеристики и условия оказания, наличие технической возможности доступа к ним. Указанные сведения размещаются па официальных интернет-сайтах и публикуются в СМИ (распространяемых в регионах деятельности монополистов, в которых обнародуются официальные материалы органов власти). Их также можно получить, подав соответствующий письменный запрос.
o постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 939 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" содержит положения, которые определяют состав и порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. К данным, регулируемым постановлением, относятся данные о цепах (тарифах) па регулируемые работы (услуги), их основных потребительских характеристиках, условиях выполнения (оказания), наличии доступа к ним. Постановление указывает перечень информации, доводимой до потребителей (о перечне услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах различных категорий; классы обслуживания пассажиров; время отправления и прибытия поездов; график работы билетных касс и др.).
Указанные нормативные акты не являются исчерпывающими, однако они регулируют основной массив вырабатываемой информации и могут служить основой для принятия иных нормативных актов, в том числе и на локальном уровне, касающихся информации в различных отраслях экономики.