Лекция 3. Правовой статус резидентов и нерезидентов

В результате изучения главы студент должен:

знать

особенности правового статуса резидентов и нерезидентов;

• права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций;

• права и обязанности нерезидентов при осуществлении валютных операций;

• особенности правового статуса официальных представительств Российской Федерации;

• особенности правового статуса субъектов РФ и муниципальных образований в валютных правоотношениях;

• правовое положение международных организаций в валютных правоотношениях;

уметь

• выявлять особенности правового статуса резидентов и нерезидентов;

• применять валютное законодательство, регулирующее права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций;

• применять валютное законодательство, регулирующее права и обязанности нерезидентов при осуществлении валютных операций;

• определять правовой статус официальных представительств Российской Федерации;

• применять валютное законодательство, регулирующее правовой статус субъектов РФ и муниципальных образований в валютных правоотношениях;

• определять правовое положение международных организаций в валютных правоотношениях;

владеть

• навыками консультирования по вопросам правового статуса субъектов валютного права;

• навыками проведения правовой экспертизы валютного законодательства, регулирующего вопросы компетенции субъектов валютного права.

Общая характеристика резидентов и нерезидентов

Особенности валютного законодательства, и в первую очередь его межотраслевой характер, обусловливают наличие специальных субъектов, не используемых в других отраслях законодательства. Поскольку общеправовые категории субъектов (физические и юридические лица) не могут в полной мере отразить всю совокупность прав и обязанностей, реализуемых в валютных правоотношениях, то валютное право ввело новые категории субъектов, – резиденты и нерезиденты.

Установленный в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании перечень резидентов является закрытым, в то время как перечень нерезидентов оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень видов резидентов и не относящееся ни к одной из категорий нерезидентов, в силу п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании признается нерезидентом.

Классификация всех субъектов валютного права на резидентов и нерезидентов осуществляется в связи с необходимостью определения, с одной стороны, видов и объемов гарантированного возможного поведения при совершении валютных операций каждой из групп участников, а с другой – предписания видов и объемов их должного поведения.

По общему правилу все резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют одинаковые права и обязанности. Резиденты и нерезиденты имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Будучи наделенными вышеназванными правами, резиденты и нерезиденты обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона о валютном регулировании;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Однако в зависимости от вида правоотношений, в которые вступают субъекты валютного права, совокупность их прав и обязанностей будет различной, и не только для резидентов и нерезидентов, но и внутри каждой группы они могут обладать неодинаковым набором полномочий.

Например, согласно ч. 5 ст. 5 Закона о валютном регулировании Банк России, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений. Названными полномочиями не обладают никакие иные резиденты.

Характерной особенностью валютного права является и то, что один и тот же субъект может относиться к нескольким группам субъектов. Такой спецификой обладают, например, уполномоченные банки, под которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании понимаются "кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте". В силу этого уполномоченный банк может быть как резидентом (российская кредитная организация и ее филиалы и представительства), так и нерезидентом (филиал иностранной кредитной организации в России). При этом виды и объемы возможного и должного поведения уполномоченных банков в силу специальной правоспособности этих субъектов намного шире, чем у других резидентов и нерезидентов. В то же время уполномоченный банк-резидент и уполномоченный банк-нерезидент, несмотря на различие в рези- дентстве, могут иметь одинаковый объем прав и обязанностей.