Лекция IV. Правовой статус несовершеннолетних в сфере правонарушений
В результате изучения данного раздела студент должен:
знать положения Конституции о праве каждого на судебную защиту, в том числе в международных судах; нормы гражданско- процессуального и уголовно-процессуального права об особенностях участия несовершеннолетних в гражданском и уголовном судопроизводстве; законодательство о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
уметь принимать решения и совершать иные юридические действия в отношении несовершеннолетних в точном соответствии с законом; защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе несовершеннолетних; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения несовершеннолетних и правонарушения против несовершеннолетних; правильно отражать обстоятельства дела в юридической и иной документации;
владеть навыками применения и толкования нормативных правовых актов, реализующих нормы материального и процессуального права о правовом положении несовершеннолетних; подготовки и составления юридических документов; индивидуальной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
быть компетентным по проблемам международной и внутригосударственной защиты прав и интересов несовершеннолетних; по вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, устранения причин и условий их совершения; по проблемам современного состояния и развития ювенальной юстиции в России и в зарубежных государствах.
Лекция 13. Международная и внутригосударственная защита несовершеннолетних, их нарушенных прав и интересов
Право несовершеннолетних на защиту
Любое субъективное право является по-настоящему значимым для субъекта лишь тогда, когда оно конкретно по содержанию, т.е. предельно ясно, в каком правоотношении оно будет реализовано, когда в соответствующей норме установлен четкий механизм его реализации и предельно конкретизированы органы, осуществляющие его защиту, порядок и способы такой защиты. Эти представления о правах несовершеннолетних, признаваемых Конвенцией о правах ребенка, мы получаем из анализа практически всех норм данного международно-правового документа. Каждая статья Конвенции построена по единой схеме: в ней формулируется конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующего права, признаваемого за несовершеннолетним, и в обязательном порядке конкретизируется механизм его реализации, т.е. комплекс мер, которые должны осуществить государства-участники в пределах своих финансовых возможностей, чтобы данное право было не только закреплено в национальном законодательстве, но и реализовано с помощью экономических, организационных и правовых мер.
К числу правовых мер, надежно обеспечивающих реализацию прав несовершеннолетних, относятся меры по их защите от потенциальных и реальных нарушений. При этом Конвенция возлагает на государства-участники весьма конкретные обязанности по защите как признаваемых Конвенцией прав, так и не отрицаемых ею (ст. 41 Конвенции). В ст. 2 данного документа на государства возлагаются следующие обязанности: государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такие защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3).
Таким образом, исходным началом Конвенции, декларированным ею в первых же нормах, является, с одной стороны, признание за государствами-участниками права использовать для защиты прав ребенка тот механизм, который является характерным и традиционным для соответствующего государства и закреплен в национальном законодательстве. С другой стороны, неукоснительными являются требования Конвенции о том, чтобы такой механизм в соответствующих государствах существовал, чтобы он был надлежащим, способным реально обеспечить защиту нарушенных прав детей во всех основных сферах их жизни и чтобы он реально использовался.
Как отмечается в Национальной стратегии, ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия. Постановка этой глобальной задачи обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей, не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей.
Конвенция признает определенные способы международной защиты прав детей, действующие одновременно с внутригосударственными. В ст. 41 по этому поводу, как уже отмечалось ранее, говорится следующее: "ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться:
a) в законе государства-участника; или
b) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства".
При этом Конвенция имеет в виду общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры соответствующего государства, которые являются частью его правовой системы, включая и собственные нормы Конвенции, ратифицированные соответствующим государством. Поэтому с полным правом Конвенция предписывает государствам-участникам, "используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей" (ст. 42).
Для более глубокого и всестороннего уяснения права несовершеннолетних на защиту своих прав и законных интересов имеет смысл провести классификацию различных понятий, связанных с такой защитой. Как известно, защита прав и интересов любого субъекта, в том числе несовершеннолетнего, понимается в широком и в узком значениях. В самом широком смысле понятие "защита" включает в себя защиту как от потенциальных, так и от уже совершенных правонарушений. В первом случае мы говорим об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, под которой следует понимать деятельность уполномоченных органов и организаций по предотвращению правонарушений. В эту деятельность включается, во-первых, профилактика правонарушений, осуществляемая в масштабах государства системой органов и учреждений в пределах полномочий, установленных законом (подробнее см. гл. 15); во-вторых, это нормотворческая деятельность законодателя (Российской Федерации и субъектов РФ), связанная с установлением санкций за возможные правонарушения, которые способны оказать существенное влияние на потенциального правонарушителя. Общеизвестно, что целью любых мер воздействия на правонарушителя является, помимо прочих, общая и частная превенция возможных правонарушений.
В более узком смысле защита понимается как комплекс специальных мер государственного принуждения, применяемых к лицу, реально совершившему правонарушение. Можно сказать, что деятельность по защите прав и интересов лиц, потерпевших от правонарушений, – это всегда правоприменительная деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и установленными законом способами. Каждый из субъектов правоотношения, возникшего из факта совершения правонарушения, – правонарушитель и потерпевший – обязательно являются субъектами особого охранительного правоотношения с государством в лице уполномоченного органа. При этом потерпевший рассчитывает на восстановление положения, существовавшего до правонарушения, на пресечение правонарушения на будущее, на компенсацию причиненного вреда и т.п., а делинквент (правонарушитель) вынужден претерпевать меры государственного принуждения, которые зачастую являются мерами защиты нарушенных прав и законных интересов потерпевшего и одновременно мерами юридической ответственности правонарушителя. Однако и делинквент, несмотря на совершенное правонарушение, вправе рассчитывать на объективное, всестороннее и полное расследование и рассмотрение его дела, на гуманное обращение с ним, на то, что в процессе привлечения его к юридической ответственности за правонарушение его права и свободы не будут полностью попраны, а могут быть ограничены лишь в той мере, в какой это вызвано его неправомерным поведением.
В зависимости от того, в каких правовых нормах закреплены соответствующие меры защиты, а также от того, кто ее осуществляет – международные организации или органы соответствующего государства, – можно выделить международную и внутригосударственную защиту прав и интересов несовершеннолетних. Как международная, так и внутригосударственная защита нарушенных прав и интересов может осуществляться судом (Европейский Суд по правам человека) или иными органами (к примеру, Комитет по правам ребенка); в зависимости от этого порядок защиты может быть внесудебным (чаще всего он именуется административным) и судебным. Важно подчеркнуть, что в Российской Федерации деятельность органов и организаций по защите нарушенных прав и интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, подконтрольна суду. В соответствии со ст. 46 Конституции суду подведомственны практически все дела о защите нарушенных или оспариваемых прав. В качестве примера можно привести дела, возникающие из семейных правоотношений, прежде всего, по спорам о воспитании детей. Хотя в ст. 65 СК предусмотрено, что разногласия между родителями, возникающие по поводу воспитания детей, разрешают органы опеки и попечительства, однако их действия, если они носят характер обязательных предписаний, могут быть обжалованы в суд.
В зависимости от отрасли права, содержащей меры защиты нарушенных прав и законных интересов, можно выделить административно-правовую, гражданско-правовую, семейноправовую, трудо-правовую, уголовно-правовую защиту нарушенных прав и законных интересов. Правда, под гражданско- правовой защитой иногда понимается защита не только собственно гражданских, но также семейных и трудовых прав, осуществляемая в порядке гражданского судопроизводства, установленном в ГПК.
Характерно, что Конвенция оперирует понятием "защита" в более широком смысле, чем защита прав и законных интересов несовершеннолетнего. Конвенция имеет в виду также защиту ребенка как человеческого существа, т.е. защиту его физического существования, причем не только от правонарушений, но также от ряда неблагоприятных ситуаций и иных факторов, могущих оказать на ребенка неблагоприятное воздействие и даже поставить под угрозу его физическое существование, не говоря уже о здоровом развитии. В этом смысле толкование содержания Конвенции дает возможность выделить общую защиту ребенка, т.е. меры, распространяемые на всех детей, и специальную защиту, т.е. комплекс мер, распространяемых на определенные категории детей: на детей – жертв вооруженных конфликтов, на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на несовершеннолетних, совершивших преступления и подвергающихся уголовному наказанию, и т.п. В действующем законодательстве РФ и в современной доктрине устойчивыми стали выражения: "правовая защита" и "социальная защита", которая, как представляется, должна включать и правовую защиту, т.е., во-первых, защиту нарушенных прав, во-вторых, защиту, осуществляемую с помощью правовых средств, а не только мер экономического, политического и организационного характера. Для обозначения такой комплексной защиты нередко применяется выражение "социально-правовая защита". В законодательстве РФ специальная защита применяется, в частности, к детям-сиротам, детям-инвалидам и др. Таким образом, речь идет о комплексной защите как личных нематериальных и имущественных благ, так и вытекающих из них прав и интересов несовершеннолетних.