Правовой статус Международного валютного фонда
Международный валютный фонд был создан 22 июля 1944 г. на международной Валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США) как специализированное учреждение ООН. Правовой статус МВФ как международной организации был закреплен в Статьях Соглашения Международного валютного фонда.
В ст. I Соглашения Международного валютного фонда были четко определены цели МВФ:
– способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;
– способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;
– содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;
– оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
– за счет временного предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
Структура МВФ в соответствии со ст. XII Статей Соглашения Международного валютного фонда состоит из Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя и штата сотрудников, полномочия которых устанавливаются настоящими Статьями Соглашения.
Статьей V разд. 3 Статей Соглашения Международного валютного фонда определены условия, регулирующие использование общих ресурсов МВФ, а именно:
1) Международный валютный фонд принимает правила использования своих общих ресурсов, включая правила в отношении механизмов "стенд-бай" или аналогичных им; он может также принимать особые правила в отношении нетипичных проблем платежного баланса для оказания помощи государствам-членам в решении проблем платежного баланса в порядке, не противоречащем положениям Статей Соглашения и для обеспечения адекватных гарантий использования общих ресурсов МВФ;
2) государство-член имеет право на покупку у МВФ валют других государств-членов за эквивалентную сумму собственной валюты при выполнении следующих условий:
– использование общих ресурсов МВФ государством-членом соответствует положениям Статей Соглашения и принятым исходя из них правилам;
– государство-член представляет заявление о том, что оно имеет потребность в покупке валюты в связи с состоянием его платежного баланса и его резервов или с динамикой его резервов;
– предполагаемая покупка будет представлять собой покупку в рамках резервной доли, либо не приведет к увеличению авуаров Фонда в валюте государства- члена, совершающего покупку, свыше двухсот процентов от квоты последнего;
3) Международный валютный фонд проводит анализ запроса на покупку валюты для проверки соответствия предлагаемой покупки положениям Статей Соглашения Международного валютного фонда и принятым согласно им правилам; при этом запросы на покупку валюты в рамках резервных долей не могут быть оспорены;
4) Международный валютный фонд принимает в целях выбора валют для продажи правила и процедуры, в которых принимается во внимание в ходе проведения консультаций с государствами-членами состояние платежного баланса и резервов государств-членов, ситуация на валютных рынках, а также желательность содействия достижению сбалансированных позиций в МВФ с течением времени; при этом, если государство-член представляет заявление о своем предложении купить валюту другого государства-члена, ввиду того что государство-член, являющееся покупателем, желает приобрести эквивалентное количество собственной валюты, предлагаемой другим государством-членом, оно имеет право на покупку валюты данного другого государства-члена, если МВФ не было представлено уведомление о том, что он испытывает дефицит своих авуаров в указанной валюте;
5) Каждое государство-член обеспечивает, чтобы остатки его валюты, полученные в порядке покупки у МВФ, являлись остатками в свободно используемой валюте либо чтобы они могли быть обменены в момент покупки на выбранную им свободно используемую валюту по обменному курсу между этими двумя валютами.
Каждое государство-член, валюта которого покупается у МВФ или оказывается приобретенной в обмен на валюту, купленную у МВФ, сотрудничает с МВФ и другими государствами-членами в целях создания возможности обмена таких остатков его валюты в момент покупки на свободно используемые валюты других государств-членов.
Обмен валюты, не являющейся свободно используемой, производится государством-членом, валюта которого покупается, если такое государство-член и государство-член, являющееся покупателем, не приходят к договоренности относительно иной процедуры.
Государство-член, покупающее у МВФ свободно используемую валюту другого государства-члена и желающее обменять ее в момент покупки на другую свободно используемую валюту, производит такой обмен с другим государством-членом по требованию этого государства-члена. Указанный обмен производится на свободно используемую валюту по выбору другого государства-члена по курсу обмена.
В соответствии со ст. X Статей Соглашения МВФ сотрудничает с любыми международными организациями общего характера и с международными общественными организациями, имеющими специализированные функции в смежных областях.
Российская Федерация вступила в МВФ путем принятия Статей Соглашения Международного валютного фонда и подписания их 1 июня 1992 г. (постановление № 2815-1).