Правовой статус, компетенция и ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Правовой статус, компетенция и ответственность высшего должностного лица субъекта РФ регулируются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
С середины 1990-х гг. прошлого столетия высшее должностное лицо субъекта избиралось российскими гражданами, проживающими на территории субъекта РФ, па основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В 2004–2012 гг. существовала Вперед процедура наделения полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ: гражданин Российской Федерации наделялся полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ по представлению Президента РФ региональным законодательным (представительным) органом государственной власти на срок не более пяти лет. Это фактически означало переход от прямых выборов глав регионов к назначению Президентом РФ с согласия регионального парламента.
В настоящее время высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может избираться двумя способами:
– непосредственно российскими гражданами, проживающими на территории данного субъекта РФ, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
– депутатами представительного органа субъекта РФ, если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ. При этом избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов депутатов, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов депутатов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.
Возможность претендовать на пост высшего должностного лица региона возникает у лица при соблюдении следующих условий:
– наличие российского гражданства. При этом кандидат на должность высшего должностного лица региона не может иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
– достижение возраста 30 лет;
– отсутствие за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями;
– отсутствие судимости за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Президент РФ но своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность главы региона, а также с кандидатами-самовыдвиженцами.
Выдвижение кандидата на пост главы региона политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.
При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Такая поддержка осуществляется путем проставления подписи на листе поддержки с указанием даты и времени ее проставления. При этом подлинность подписи заверяется нотариально. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается.
Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов и глав муниципальных образований необходимо собрать в свою поддержку определенное в законе количество подписей избирателей.
На высшее должностное лицо субъекта РФ распространяется ряд цензов. Так, например, глава региона не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные и муниципальные должности, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Высшее должностное лицо субъекта РФ не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Кроме того, глава субъекта представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Высшее должностное лицо субъекта избирается на срок нс более пяти лет и нс может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Наименование должностей высшего должностного лица субъекта РФ определяется конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций конкретного региона. Однако с 28 декабря 2010 г. федеральным законом установлен запрет на использование в наименовании должности главы региона слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента РФ. Следовательно, российские республики должны привести свое законодательство в соответствии с федеральным. Вместе с тем до настоящего времени в некоторых республиках высшее должностное лицо называется президентом Республики. Например, Президенты Республик Башкортостан и Татарстан. В других субъектах применяются иные наименования: глава республики (Республики Коми, Мордовия), председатель правительства (Республики Карелия и Хакасия), губернатор (Саратовская, Самарская, Тверская, Ленинградская области, город Санкт- Петербург и т.д.), глава администрации (Костромская, Новгородская области и т.д.). В ряде регионов допускается двойное название: "глава администрации (губернатор) области" (Ростовская, Омская, Калининградская и т.д.), "губернатор (глава администрации) области" (Нижегородская).
На высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) распространяются ограничения, установленные для членов Правительства РФ.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ реализуются им непосредственно или через региональные органы исполнительной власти. Их можно сгруппировать следующим образом:
– представительские полномочия (выступает стороной от имени субъекта РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей; подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ);
– полномочия в законотворческой сфере (обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем их подписания или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом власти субъекта РФ; участвует в работе законодательного органа с правом совещательного голоса);
– полномочия в сфере осуществления исполнительной власти (формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами региональной государственной власти);
– иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В 2010 г. высшему должностному лицу субъекта РФ вменено в обязанность представлять в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона, в том числе по вопросам, обозначенным региональным парламентом.
Федеративный характер Российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяют важное место и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в сфере обеспечения координации деятельности и организации взаимодействия данных органов исполнительной власти с иными региональными и федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями. С помощью координации достигается согласованность в работе различных звеньев системы.
На федеральном уровне определен порядок досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. К основаниям досрочного прекращения полномочий главы региона законодательство РФ относит:
– его смерть;
– отставку по собственному желанию;
– отрешение его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
– отрешение его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении главы региона фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов, а также фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами;
– признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим;
– вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
– выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
– утрату российского гражданства, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России за рубежом;
– отзыв избирателями, зарегистрированными на территории соответствующего субъекта РФ.
Отзыв высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) возможен по одному из следующих оснований:
– нарушение федерального законодательства или законодательства субъекта РФ, факт совершения которого установлен судом. Отзыв по данному основанию не освобождает высшее должностное лицо субъекта РФ от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами субъекта РФ;
– неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение своих обязанностей, которое также должно быть установлено судом.
Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) проводится по инициативе граждан РФ, проживающих на территории этого субъекта и обладающих активным избирательным правом, в порядке, установленном для проведения регионального референдума.
Проявлением системы сдержек и противовесов на региональном уровне является возможность выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ со стороны регионального законодательного органа. Это возможно в следующих случаях:
– при издании им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
– при ином грубом нарушении перечисленных выше актов, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
– ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Законодательством разработана подробная процедура выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта региональным представительным органом государственной власти. Принятие такого решения состоит из двух стадий. Во-первых, инициатива о выражении недоверия принадлежит группе депутатов численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Во-вторых, собственно принятие решения о недоверии руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта РФ 2/3 голосов от общего числа депутатов региональной легислатуры.
После того как решение о выражении недоверия принято на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, оно направляется его председателем на рассмотрение Президенту РФ, в результате которого Президент РФ может принять одно из следующих решений: 1) несогласие с решением и доводами региональной легислатуры, и руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта РФ продолжает исполнять свои обязанности; 2) Президент РФ соглашается с решением и доводами регионального парламента и решает вопрос об отрешении данного высшего должностного лица от должности.
Принятие главой государства решения об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности и его поВперед реализация автоматически влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти региона.
Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не вправе распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта РФ.