Лекция 19. Правовой режим охраны и использования лесов
Согласно гл. 2 ЛК объектами лесных отношений являются:
лесной фонд, к которому отнесены все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), участки лесного фонда;
леса, не входящие в лесной фонд (расположенные на землях обороны и землях городских поселений), их участки;
древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
- землях иных категорий.
Глава 9 ЛК устанавливает, что в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
При этом к лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Эти леса разделяются на следующие категории защитности:
запретные полосы лесов по берегам рек, озер и иных водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
противоэрозионные леса;
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального и регионального значения;
леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;
леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения и др.
К лесам второй группы относятся:
леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей;
леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение;
леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Третью группу составляют леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, которые делятся на освоенные и резервные леса.
Правовое регулирование охраны и использования лесов
Базовым законодательным актом, регулирующим вопросы использования и охраны лесов, является ЛК. В нем последовательно изложены объекты и субъекты лесных отношений, определено ОГЛАВЛЕНИЕ права собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, перечислены виды лесопользования и механизм приобретения права лесопользования. Особое значение имеет установление ЛК полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также определение основных направлений государственного регулирования в этой сфере.
Нормы ЛК нашли свою конкретизацию в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановления от 09.09.1993 № 886 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации".
Достаточно весома роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере. Например, МПР России своим приказом от 14.04.2005 № 97 утвердило Порядок организации и проведения лесных аукционов, а приказом от 27.12.2005 № 350 - Санитарные правила в лесах Российской Федерации.
Субъекты РФ также вправе в рамках своей компетенции регулировать отдельные вопросы, связанные с охраной и использованием лесов.