Правовой режим информационных ресурсов
Информация как предмет отношений различных субъектов является объектом внимания отраслей публичного и частного права. Многие вопросы информации и информационных ресурсов являются объектом норм международного права. Это легко прослеживается па институте права на информацию, который освещается в гл. 7 учебника.
Что касается информационных ресурсов или их отдельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим, и применяется он к самым разным сферам правового регулирования и объектам правовых отношений. Например, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации такие отрасли права, как гражданское, уголовное и др. Административное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это пример режима в области законотворчества. Наиболее распространен этот институт в административном праве. Большое внимание этому институту уделил в своих работах Д. Н. Бахрах. Уже в учебнике по административному праву 1993 г. он определил административно-правовой режим как "определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции...". Здесь по существу речь идет о режиме административно-правового метода регулирования применительно к отрасли права, идеологи которой считают, что административно-правовые отношения строятся на неравенстве прав государственных органов власти и других субъектов, которые обязаны выполнять предписания исполнительных органов власти, действующих от имени государства.
Но когда этот институт применен к конкретным областям отношений, то главным становится императивное установление определенного поведения всех субъектов в этой предметной области. Напомним о режиме границы, о режиме чрезвычайных ситуаций. Применительно к различного рода ресурсам (земля, недра, леса и др. природные ресурсы) могут устанавливаться определенные правовые режимы.
В Словаре административного права, изданном в 1999 г., правовой режим определен как "нормативно установленные правила относительно определенного предмета отношений или ситуаций, которые обязательно должны соблюдаться участниками отношений по поводу этого предмета (ситуации)". В отличие от правового статуса, который определяет правовое положение субъекта отношений, институт правового режима дает характеристику предмета отношений и правил обращения с этим ресурсом определенных субъектов. Этот институт применим и к информационным ресурсам.
В Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" содержалась специальная гл. 2 "Информационные ресурсы", а в ст. 4 "Основы правового режима информационных ресурсов" были установлены две важные правовые нормы, раскрывающие ОГЛАВЛЕНИЕ правового режима информационных ресурсов. Одна из них устанавливала включение информационных ресурсов в структуру других ресурсов Российской Федерации. Вторая определяла требования к составу, структуре правового режима этого ресурса. При этом были сформулированы нормы, которые устанавливали четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений и не может получить полноценные гарантии в процессе взаимодействия субъектов по поводу конкретных объектов данного ресурса.
В состав правового режима включались нормы, которые устанавливают: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы их в информационных системах; категорию информации по доступу к ней; порядок правовой защиты информации.
Закон содержал ряд статей, которые в общей форме раскрывали ОГЛАВЛЕНИЕ каждого требования правового режима, что не исключало наличия специальных законов или иных нормативных актов, которые бы формулировали требования в соответствии со ст. 4 этого базового закона. На основе этих норм за годы действия первого российского закона об информации многие субъекты сформировали свои ресурсы и продолжают их пополнять и использовать. Несмотря на то что в Законе об информации этих норм нет, остановимся на краткой характеристике каждой позиции правового режима информационных ресурсов. Это важно еще и потому, что за годы применения первого Закона об информации накопилось много вопросов, которые не могут быть разрешены без детального правового регулирования этой проблемы.
Научные исследования по проблемам правового регулирования отношений, связанных с правовым режимом информационных ресурсов, все более привлекают внимание исследователей. Представляют интерес в этой области работы Л. К. Терещенко[1]. Автор формулирует признаки правового режима информации (заметим, что не информационных ресурсов, а информации). Их пять: объект правоотношений, достижение социального эффекта, наличие правил, отражение в режиме "запретов и обязываний, льгот и дозволений". Правовой режим информации ею формулируется как "объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих собой сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантии по его соблюдению"[2]. Весьма иитересными представляются тезисы, с одной стороны, о нематериальной природе информации, а с другой – о "материальном объекте" режима. Это дополняется полезными положениями о свойствах информации как объекта правоотношений, в числе которых формулируется тезис об "институциональной несамостоятельности информации". Это позволяет более глубоко заглянуть в проблему природы информации, ее связи с материальным миром, и вместе с тем решать вопросы режима информационного продукта интеллектуального творчества. В данных работах автора обострен и вопрос о функционально-целевом подходе к установлению правового режима информации (правильнее – информационного ресурса) исключительно через категорию "доступ". Как и некоторые другие авторы, Л. К. Терещенко склонна все формы проявления права на информацию по ст. 29 (ч. 4) Конституции РФ объединить понятием доступа. Однако при этом теряется такая форма, как "создание", "производство" информации. Упомянутые работы достаточно четко выявляют комплексное регулирование режима средствами публичного и гражданского права.