Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц
Правовой режим деятельности иностранного юридического лица обычно определяется на базе принципа национального режима и режима наибольшего благоприятствования, которые формулируются, как правило, в международных договорах.
ОГЛАВЛЕНИЕ режима наибольшего благоприятствования в двусторонних торговых договорах и соглашениях составляет обязательство государства предоставить Договаривающейся Стороне режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен или будет предоставлен этим государством в отношениях с любым третьим государством. Для многосторонних договоров формулировка режима наибольшего благоприятствования означает: если одно государство предоставило преимущество в отношениях с другим государством-участником, то указанное преимущество должно быть согласно рассматриваемому принципу распространено на остальных участников ("favour one, favour all").
В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) этот принцип формулируется применительно к товарам. В ст. 1 ГАТТ, названной "Общий режим наиболее благоприятствуемой нации", предусматривается: "Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других Договаривающихся Сторон или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон". В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) принцип наибольшего благоприятствования сформулирован в отношении как оказываемых услуг, так и поставщиков этих услуг. В ст. 2 ГАТС предусматривается обязанность государства-участника предоставить поставщикам услуг любого другого Договаривающегося государства режим, не менее благоприятный, чем тот, который это государство предоставляет для аналогичных услуг или для поставщиков услуг любой другой страны.
При национальном режиме за базу сравнения берется режим деятельности, которым пользуются национальные физические или юридические лица. При этом национальный режим может быть сформулирован как общий принцип недискриминации (в абстрактной формуле) или в конкретной формулировке, сходной с формулировкой режима наиболее благоприятствуемой нации, например как режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным, т.е. национальным юридическим и физическим лицам.
В наиболее развернутом виде национальный режим формулируется в двусторонних соглашениях о защите инвестиций. В типовом соглашении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 (с учетом дополнений и изменений, внесенных в 2002 г.), содержится абстрактная формула режима недискриминации, согласно которой каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает на своей территории справедливый режим капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся Стороны в отношении управления и распоряжения ими (п. 1 ст. 3). Эта формула включает в себя положение о том, что режим не может быть более благоприятным, чем тот, который применяется Договаривающимися Сторонами "в соответствии с обязательствами, принятыми по Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г., включая обязательства по ГАТС, а также любой иной многосторонней договоренностью, которая может быть достигнута с участием Договаривающихся Сторон и которая будет касаться режима капиталовложений" (п. 5 ст. 3).
Нормы, определяющие режим деятельности иностранных инвесторов, в том числе иностранных юридических лиц, включают в себя не только условие о предоставлении режима на основе принципа недискриминации, принципа наибольшего благоприятствования (ст. 3 Типового соглашения РФ), по и другие вопросы, связанные с деятельностью иностранного юридического лица. К наиболее важным из них относятся: определение порядка разрешения споров между государством и иностранным инвестором (инвестиционные споры) (ст. 8), определение порядка выплаты компенсации иностранному инвестору в случае экспроприации его имущества (ст. 4), а также возмещение ущерба, причиненного в результате войны, гражданских беспорядков и иных подобных обстоятельств (ст. 5), установление порядка перевода платежей (ст. 6). Указанные международные соглашения предусматривают применение норм валютного, налогового и иного законодательства государства места нахождения иностранного юридического лица, признаваемого иностранным инвестором.
Важным является условие о том, что по выбору инвестора спор может быть передан на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж договаривающегося государства, на территории которого осуществлены капиталовложения. Возможность выбора суда, предоставляемая иностранному инвестору международным соглашением, предопределяет ОГЛАВЛЕНИЕ будущего арбитражного соглашения в конкретных договорах, заключаемых иностранными инвесторами. Достигнутое арбитражное решение будет окончательным и обязательным для обеих сторон (п. 3 ст. 8 Типового соглашения РФ).
В российском законодательстве положение, предусматривающее предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, содержится в ГК РФ. Так, в ст. 2 предусматривается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами. К числу таких законов относятся Федеральные законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. Федеральными законами могут быть установлены изъятия ограничительного характера, однако лишь в той мере, в какой они допускаются Конституцией РФ, т.е. если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускаются также изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. При этом льготы могут устанавливаться законодательством РФ и в интересах социально- экономического развития страны. Конкретные условия деятельности иностранных юридических лиц могут предусматриваться в разных правовых актах. Они содержатся, например, в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-Φ3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", поскольку субъектами инвестиционной деятельности могут быть также иностранные инвесторы. Они присутствуют также и в Федеральном законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в котором определяются условия деятельности иностранных юридических лиц на российском страховом рынке.
Изъятия из национального режима могут касаться осуществления иностранными юридическими лицами экономической деятельности в форме филиалов и представительств. Согласно ГАТС на филиалы и представительства иностранных юридических лиц, являющиеся формой, обеспечивающей коммерческое присутствие на зарубежном рынке, не распространяются положения ГАТТ о национальном режиме. В российском законодательстве филиалы и представительства иностранных юридических лиц рассматриваются как различные формы осуществления экономической деятельности иностранными юридическими лицами, регулируемые различными правовыми актами.
Создание коммерческих организаций с участием иностранного капитала как форма осуществления экономической деятельности на территории РФ регулируется нормами ГК РФ и другими федеральными законами за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает, что регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в общем порядке, определяемом этим законом.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" национальный режим предоставляется в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также применят ь к товарам требования иные, чем те, которые применяются к товарам российского происхождения. Закон предусматривает предоставление национального режима услугам (ст. 33), а также иностранным исполнителям услуг. К иностранным исполнителям услуг относятся иностранные лица (физические, юридические), а также организации, не являющиеся российскими лицами, которые оказывают услуги, выполняют работу (ст. 34). Закон формулирует национальный режим для торговли услугами как режим, который не должен быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый российским исполнителям услуг или услугам, оказываемым на территории РФ. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг по сравнению с аналогичными иностранными или по сравнению с услугами, оказываемыми способами, указанными в п. 2, 4, 6, 8 ч. 1 ст. 33. В ч. 1 ст. 33 перечислены способы оказания услуг, из описания которых можно сделать вывод о присутствии в отношении иностранного элемента. В частности, в п. 2 ч. 1 ст. 33 говорится об услугах, осуществляемых с территории иностранного государства на территорию РФ; в п. 4 – об услугах, оказываемых на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; в п. 6 – об услугах, осуществляемых иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия; и в п. 8 – об услугах, оказываемых иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия.
При создании самим иностранным инвестором или при его участии юридического лица на территории РФ иностранный инвестор, следуя общему порядку создания юридического лица, должен представить необходимые документы[1]. Что касается общей характеристики правового положения иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность вне правовой формы предприятия с иностранными инвестициями, то оно определяется, как и ранее, перечнем ограничений, составляющих изъятия из национального режима, предоставляемого иностранным инвесторам на территории России.
Важен вопрос о сфере действия национального режима. Понятие "национальный режим" подразумевает применение при регулировании деятельности иностранных юридических лиц норм гражданского законодательства. Распространяется ли такой режим на регулирование порядка допуска иностранных юридических лиц к деятельности на территории соответствующего государства? Рекомендации в отношении того, какова должна быть сфера действия национального режима, даны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1992 г. ОЭСР опубликовала доклад "Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа". В Декларации, опубликованной ОЭСР, в связи с определением термина "национальный режим" говорится, что Декларация не затрагивает право государства – члена ОЭСР регулировать иностранные инвестиции и определять условия реализации иностранными предприятиями "права на поселение", предусмотренного в ст. 52 Римского договора, т.е. условия учреждения иностранными лицами местных компаний. В соответствии со ст. 52 Римского договора право на учреждение – это принцип, в соответствии с которым обеспечивается национальный режим и отказ от дискриминации иностранных лиц в части, касающейся создания ими дочерних компаний и фирм, учрежденных по закону одного из государств – членов ЕС. Приведенное выше решение Европейского суда по делу "Centros" является иллюстрацией применения принципа недискриминации, содержащегося в международном договоре, при анализе норм национального законодательства, касающихся режима деятельности иностранных компаний и фирм.