Правовой анализ хозяйственных операций
Для реализации своих планов хозяйствующие субъекты совершают хозяйственные операции, которые служат основанием для формирования первичной учетной информации и изменения состояния имущества и обязательств организации.
Правовой анализ хозяйственных операций, с одной стороны, позволяет определить их дозволенность. В зависимости от дозволенности хозяйственные операции могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные хозяйственные операции выполнены в соответствии с требованиями законодательства, а неправомерные противоречат законодательству.
С другой стороны, каждая хозяйственная операция будет оказывать влияние на состояние и структуру баланса, а значит, на финансовое состояние организации и финансовые результаты его деятельности. В зависимости от того, как правильно бухгалтер будет отражать в учете произошедшие хозяйственные операции, так они и будут влиять на финансовые результаты деятельности организации, так как каждая из них связана с доходом или с расходом.
Следуя требованию осмотрительности, в первую очередь бухгалтер должен признать фактические расходы, а не предполагаемые доходы. В соответствии с приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99)" расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или (и) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов участников (собственников). Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии определенных условий.
1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота. Договор – это соглашение сторон, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно в интересах общей выгоды.
Договор должен отвечать следующим требованиям:
• должен быть заключен в интересах предпринимателя, организации;
• не нарушать действующее законодательство;
• интересы организации должны быть юридически защищены, а обязанности контрагента по договору обеспечены его ответственностью;
• не должен содержать юридических неточностей, которые могут создать угрозу всей сделке и свести на нет любой хорошо проработанный с экономической точки зрения коммерческий проект.
Любой договор должен состоять из четырех частей:
1) вводная часть. Вводная часть должна содержать следующие реквизиты: наименование договора, дата подписания, полное фирменное наименование контрагентов, под которым они зарегистрированы в реестре государственной регистрации; название сторон по договору (например, "подрядчик", "поставщик", "арендатор"); должность, фамилия, имя, отчество лица, подписавшего договор;
2) предмет договора, права и обязанности сторон. Предмет договора содержит существенные условия договора:
• обязанности и права первой стороны по договору;
• обязанности и права второй стороны по договору;
• срок выполнения своих обязательств сторонами;
• место исполнения обязательств каждой из сторон;
• способ исполнения обязательств каждой из сторон (порядок действий, их последовательность и сроки);
3) дополнительные условия договора. Этот раздел включает в себя такие условия, которые в принципе не обязательно предусматривать в договоре, но их наличие существенно влияет на права и обязанности сторон, а также на порядок их исполнения. К дополнительным условиям относят:
• срок действия договора;
• ответственность сторон;
• способы обеспечения обязательств, т.е. дополнительные меры имущественного воздействия на сторону, виновную в ненадлежащем исполнении договора. Законодательство предусматривает следующие способы обеспечения обязательств: неустойка, залог, поручительство, задаток;
• основания досрочного расторжения договора в одностороннем порядке;
• условия о конфиденциальности информации по договору;
• порядок разрешения споров между сторонами;
4) прочие условия договора. Прочие условия договора могут содержать банковские реквизиты сторон, статистические коды, количество экземпляров, порядок внесения изменений.
В соответствии с действующим законодательством договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем его условиям. Договор заключается несколькими способами. Один способ связан с составлением одного документа под названием "договор". Таким способом могут заключаться любые хозяйственные договоры. В другом случае составляется договор в соответствии с протоколом о намерениях. В последнее время широкое распространение получил такой вид коммерческой документации, как протокол о намерениях. В этом документе фиксируются результаты переговоров между сторонами, он имеет важное юридическое значение. Протокол о намерениях можно считать предварительным договором, и предприниматель, подписавший его, принимает на себя определенные права и обязанности. Другой способ – обмен письмами, телефаксами, телеграммами и т.п., подписанными стороной, которая их посылает. Этот способ таит в себе много опасностей, так как не каждое письмо или телеграмма могут свидетельствовать о заключении договора между сторонами.
Существует и такой вариант, как принятие заказа к исполнению. Данный способ применяется между брокерскими конторами и их клиентами при заключении договора на брокерское обслуживание.
Особое значение имеет правильное оформление текста договора. Подписи сторон должны быть сделаны полно и разборчиво. Нельзя подписывать чистые бланки и передавать посторонним лицам подлинник договора. Если текст договора составляет несколько страниц, необходимо их сшить или подписать каждую страницу.
Может случиться так, что по тем или иным причинам договор, заключенный между сторонами, может потерять для них интерес, и стороны придут к выводу о необходимости расторгнуть ранее достигнутое соглашение. Договор может быть расторгнут, для этого необходимо составить протокол, в котором указывают:
• какой договор расторгается;
• с какого момента договор считается расторгнутым;
• причину расторжения договора;
• способы урегулирования между сторонами проблем, возникших в связи с расторжением договора.
2. Сумма расхода должна быть четко определена. Все расходы, понесенные в рамках выполнения конкретного договора, должны быть оправданны соответствующими первичными документами, в которых сумма расхода прописана. При этом первичные документы должны иметь все обязательные реквизиты. В том случае, если оправдательные расходные документы оформлены с нарушениями, суммы расхода, указанные в них, могут быть не признаны для целей бухгалтерского учета и налогового учета. Это приведет к налоговым последствиям. Существует порядок признания расходов, который также нельзя нарушать. Расходы признаются;
• в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности;
• в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
• путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
• независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
• когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных трех условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.