Правовое регулирование валютных ограничений
Валютные ограничения — меры государственного регулирования, препятствующие осуществлению определенных валютных операций.
Основными характерными чертами валютных ограничений являются следующие.
Валютные ограничения представляют собой элемент валютного регулирования.
Валютное регулирование, в свою очередь, являясь функцией государственного управления в валютной сфере, представляет собой государственное воздействие с целью упорядочения отношений, в рамках которых осуществляются валютные операции, и смежных с ними отношений (например, отношений по открытию валютных счетов резидентам) в соответствии с проводимой государством валютной политикой.
Цели установления валютных ограничений определяются целями валютного регулирования.
В качестве элемента валютного регулирования валютные ограничения в Российской Федерации преследуют цели обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валютные ограничения затрудняют совершение валютных операций.
Такого рода затруднения могут быть вызваны как прямыми запретами совершать определенные разновидности валютных операций, так и наличием ряда условий, соблюдение которых снижает привлекательность совершения валютной операции (например, установление налога на покупку иностранной валюты).
Валютные ограничения обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Это могут быть как меры юридической ответственности, так и меры, не связанные с привлечением к юридической ответственности (например, меры пресекательного характера). Закон о валютном регулировании устанавливает возможность привлечения к юридической ответственности посредством отсылочных норм: резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Нормативно-правовое регулирование валютных ограничений осуществляется с помощью норм различных отраслей права.
В особенности это касается "скрытых" валютных ограничений, которые не устанавливают прямых запретов на совершение валютных операций. Например, совершение нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ о рынке ценных бумаг.
Валютные ограничения существуют определенный период времени.
Данное обстоятельство обусловлено постоянно меняющейся внутренней валютной политикой, а равно факторами развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валютные ограничения можно классифицировать по следующим основаниям:
• по характеру воздействия валютных ограничений: прямые валютные ограничения (например, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные байки) и косвенные ("скрытые") валютные ограничения (например, переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления);
• по субъектному составу: валютные ограничения для резидентов (например, валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном ЦБ РФ) и валютные ограничения для нерезидентов (например, валютные операции между нерезидентами на территории России в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории России);
• по видам валютных операций: валютные ограничения по приобретению и отчуждению валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также по использованию валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (например, разрешены операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ), валютные ограничения по ввозу и вывозу валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (например, при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков), валютные ограничения внутренних и внешних переводов валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (например, нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных байках);
• по закрепленности валютных ограничений в правовых нормах, правовые валютные ограничения (например, валютные операции между резидентами запрещены, кроме случаев, установленных Законом о валютном регулировании) и иные, валютные ограничения (проведение валютных интервенций для поддержания определенного курса валюты);
• по определенности периода действия валютных ограничений: валютные ограничения, для которых установлен конкретный срок их действия (например, до 1 января 2007 г. действовало требование о резервировании резидентом определенной суммы на установленный срок) и валютные ограничения, для которых такой срок не определен (например, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки).
Согласно Закону о валютном регулировании в настоящее время действуют следующие основные валютные ограничения:
• запрет па осуществление валютных операций между резидентами;
• осуществление между нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ о рынке цепных бумаг;
• купля-продажа иностранной валюты и чеков только через у полномочны с банки;
• осуществление резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления;
• предоставление резидентами налоговым органам по месту своего учета отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами;
• открытие нерезидентами банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках;
• перечисление нерезидентами иностранной валюты и валюты РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) только в уполномоченных банках;
• осуществление расчетов физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках;
• осуществление ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле;
• требование о репатриации выручки от экспорта и ввозе товаров по импорту в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами;
• специальные положения о валютных операциях уполномоченных банков.
Утратили силу следующие валютные ограничения: требование об использовании специального счета, о резервировании, предварительной регистрации счета, открываемого резидентами за пределами территории РФ. Кроме того, отменено требование об обязательной продаже валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.
Валютные ограничения в настоящее время продолжают широко применяться во всем мире. Наиболее распространенными валютными ограничениями являются следующие: специальные положения о валютных операциях банков (160 стран); контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран); контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и (или) нерезидентами па территории страны (137 стран); контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран); контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран); контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран); контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны); обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна); обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран)[1].
Специалист в области международного валютного права Вернер фон Эбке отмечает, что отчеты МВФ показывают многообразие проявления валютных ограничений. Они нацелены на избежание негативных финансовых последствий в будущем, но в отдельных случаях могут затрагивать уже существующие правоотношения. Они могут быть обоснованы экономически или играть регулятивную роль[2].
Одной из целей МВФ является устранение валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. В Статьях соглашения Международного валютного фонда устанавливается, что "ни одно государство-член не имеет права применять такие меры контроля таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим операциям или чрезмерно задерживать переводы средств в рамках завершения расчетов по обязательствам", кроме установленных случаев.
Таким случаем является следующий. "Государство-член, уведомившее Фонд о своем намерении воспользоваться переходными положениями... может сохранять и приспосабливать к меняющимся обстоятельствам те ограничения на платежи и переводы средств по текущим международным операциям, которые действовали на дату его вступления в Фонд. При этом государства-члены в своей валютной политике постоянно принимают во внимание цели Фонда и, как только позволят условия, принимают все возможные меры по введению совместно с другими государствами-членами таких коммерческих и финансовых механизмов, которые будут облегчать проведение международных платежей и содействовать стабильности системы обменных курсов. В частности, государства-члены отменяют ограничения, сохраняемые по настоящему разделу, как только они смогут убедиться, что при отсутствии таких ограничений они будут в состоянии регулировать свои платежные балансы способом, не обременяющим без должных оснований их доступ к общим ресурсам Фонда"[3].