Лекция 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Начало третьего тысячелетия характеризуется активным укреплением и развитием экономических, торговых, культурных связей между странами. Весьма динамичные процессы наблюдаются в международной торговле. Им присущи устойчивые темпы роста. Так, если в период с 1981 по 1990 г. среднегодовые темпы прироста мировой торговли составляли около 5,6%, то в 1990-е гг. они превышали 7%, а в конце 1990-х гг. и начале нового тысячелетия достигли 9,5%.

При этом в международном торговом секторе наблюдаются как рост физических объемов торговли, так и расширение товарной номенклатуры. Причин происходящих процессов несколько. Это связано, во-первых, с глобализацией производства, неуклонным развитием, углублением его специализации и кооперирования, во-вторых, с появлением высокотехнологичных отраслей производства, которые расширяют спектр предлагаемых товаров и услуг и тем самым стимулируют расширение международного обмена товаров. В-третьих, указанная тенденция обусловлена бурным экономическим развитием стран азиатского и тихоокеанского регионов, таких как КНР, Япония, Южная Корея, Индия. Производимые ими товары ориентированы главным образом на внешнеэкономический рынок сбыта. В-четвертых, стимулирование развития структуры международной торговли и увеличение ее фактических объемов связаны с ростом авторитета ВТО и ее роли в установлении режима либерализации внешнеэкономической деятельности, облегчении товарооборота между странами путем снижения уровня таможенного обложения и ослабления внетаможенных барьеров. В-пятых, активному развитию международной торговли в немалой степени способствует совершенствование правил и норм ее осуществления, их унификация.

Международная торговля функционирует при активном и непосредственном участии транспорта. Бурно развивающаяся интернационализация производства и торговли характеризуется значительными пространственными разрывами между производителями и потребителями товаров, поступающих в международные сферы обмена. Этот естественный разрыв ликвидируется путем использования транспорта. Все без исключения виды транспорта – автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и речной – обеспечивают доставку товаров из одной страны в другую. Вот почему одной из составляющих международной торговли является транспортировка внешнеторговых грузов.

Выполняя позитивную роль связующего звена между производителями и потребителями товарной массы на международном торговом рынке, транспортный фактор оказывает весьма существенное воздействие на международную торговлю. Прежде всего, он влияет на ее экономические основы, а также на важные организационные моменты. В экономическом плане это воздействие связано с дополнительными затратами по доставке товаров потребителям.

От транспортного фактора зависит и конечная стоимость внешнеэкономических товаров, поступающих потребителям. Дело в том, что доля транспортных затрат в цене таких товаров в среднем составляет 10–12%. По отдельным товарам, таким, например, как электроника, она весьма незначительна – 1–3%, а по другим, в частности сырью, стройматериалам, каменному углю, – существенно выше среднего уровня и колеблется в пределах 30-50%.

Приведенные цифры достаточно красноречиво указывают на роль и значение транспортной составляющей в международной торговле.

В Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешнеторговая деятельность определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). При наличии весьма широкого перечня указанных составляющих главенствующая роль в международной торговле принадлежит договору международной купли-продажи, урегулированному Венской конвенцией 1980 г. Договор обладает рядом отличительных признаков. Один из них состоит в том, что контракт считается договором международной купли-продажи, если он заключен сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Второй, вытекающий из первого, связан с пересечением товаром государственной границы и выполнением сторонами таможенных и других официальных формальностей.

Еще один важный момент касается выделения Венской конвенцией 1980 г. двух видов договора международной купли-продажи: договора, предусматривающего перевозку товара, и договора, не предусматривающего таковой. В рамках первого вида обязательства продавца считаются выполненными с переходом рисков утраты или повреждения товара на получателя в момент сдачи его первому перевозчику. В соответствии со вторым видом договора международной купли-продажи продавец представляет товар покупателю в согласованном месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца.

Но и в этом случае перевозка товара осуществляется с пересечением государственной границы по договору, который заключает в качестве грузоотправителя покупатель товара.

Следовательно, передача товара и его доставка по назначению в международной торговле представляет собой значительно более сложный процесс по сравнению с внутренней торговлей. Являясь существенным фактором, этот процесс в полной мере учитывается в практике международной торговли, в том числе оптимизируется участниками международных перевозок товаров, которыми помимо перевозчика в качестве грузоотправителя и грузополучателя выступают субъекты международной торговой сделки.

Оптимизация зависит от многих обстоятельств, в частности от особенностей транспортной деятельности, способов транспортного обеспечения внешнеторговых связей, методов организации международных перевозок, состояния транспортных средств, транспортной инфраструктуры и т.п.

Транспортная деятельность характеризуется использованием его материально-технической базы, эксплуатацией транспортных артерий. Транспорт, представленный автомобильным парком, воздушным флотом, локомотивным и вагонным парком, морским и речным флотами, является источником повышенной опасности с вытекающими из этого правовыми последствиями. Они обусловлены в первую очередь характером ответственности в связи с ущербом, причиненным источником повышенной опасности.

Разнообразие видов транспортных средств влияет на функционирование транспорта в различных режимах и организационно-правовых формах. Этим объясняется принятие международных конвенций и соглашений о перевозках применительно к каждому виду транспорта: автомобильному, железнодорожному, воздушному, морскому и речному.

Транспорт неразрывно связан с материально-технической базой. И хотя в процессе эксплуатации транспорт, называемый подвижным составом, пространственно разобщен со своей стационарной материально-технической базой, однако технологически они постоянно взаимодействуют и не случайно в организационном плане объединены в транспортные комплексы. Эти комплексы состоят из транспорта, путей сообщения, станций, портов, вокзалов, аэродромов, системы связи и блокировки, электросетей, информационных систем.

Создание таких мощных структур позволяет эффективно управлять транспортными процессами, маневрировать транспортными мощностями, оперативно перемещая и концентрируя их в нужных районах транспортной сети в соответствии с изменениями, происходящими во внешнеэкономической деятельности, в частности в международной торговле.

Существенной особенностью транспортной деятельности является осуществление ее на огромных пространствах и в различных средах – на суше, море и в воздушном пространстве. Это обстоятельство ставит перевозочные процессы в прямую зависимость от природных, естественно-географических факторов. Климатические условия, погода, рельеф местности самым непосредственным образом влияют на транспортную деятельность, в том числе на скоростной режим перевозок, регулярность движения, условия сохранности груза, безопасность перевозок и т.п.

Отдельного рассмотрения требует такое присущее транспортной деятельности явление, как неравномерность перевозок. Это качество транспортного процесса обусловлено рядом факторов. С одной стороны неравномерность перевозок объясняется, как уже отмечалось, природными факторами, с другой – она связана с сезонной активностью отраслей производства и внешней торговли. Очевидно, что неравномерность перевозок требует не только оперативного реагирования на происходящие изменения, но и прогнозирования таких изменений как минимум на ближайшую перспективу. В первую очередь речь идет о гибком управлении транспортными потоками, создании стратегических резервов транспортных мощностей. Немаловажное значение имеет также подготовка транспортных сетей к интенсивной эксплуатации на соответствующих направлениях.

Масштабы участия отдельных видов транспорта в международных перевозках зависят от возможностей каждого вида, особенностей эксплуатации, наличия инфраструктуры и т.п. Среди существующих пяти видов транспорта автомобильный выделяется высокой мобильностью и маневренностью, способностью доставлять грузы "от склада до склада", достаточно высокой скоростью перевозки грузов (в пределах 400–900 км в сутки). Однако средняя себестоимость автомобильных перевозок в десятки раз выше, чем, например, железнодорожных. Объясняется это ограниченной грузоподъемностью автомобильных средств, высокой энергоемкостью автомобильных перевозок. Существенный отрицательный момент автомобильных перевозок связан с экологическими проблемами, негативным воздействием автотранспорта на окружающую среду.

Железнодорожный транспорт в этом плане имеет серьезное преимущество как экологически безопасный транспорт. Кроме того, его отличает способность перевозить значительные объемы грузов. И хотя скоростной режим перевозок железнодорожным транспортом примерно в два раза ниже но сравнению с автомобильными перевозками, высокая перевозная способность, универсальность, регулярность, независимость от погодных условий выгодно отличает железнодорожный транспорт от других видов транспорта. Перечисленные возможности железнодорожного транспорта диктуют политику организации международных железнодорожных перевозок по маршрутам, характеризующимся большими потоками массовых грузов, измеряемых миллионами тонн в год.

Основные достоинства воздушного транспорта заключаются в его скоростных характеристиках, а также в возможностях доставки грузов практически в любую точку. Вместе с тем этому виду транспорта присущи некоторые недостатки. В первую очередь это касается высокой стоимости перевозок. Данное обстоятельство существенно ограничивает осуществление массовых перевозок грузов. Имеются также ограничения размеров перевозимых грузов, их веса.

В этих условиях получила развитие перевозка данным видом транспорта дорогостоящих грузов, доставка которых ограничена временны́м фактором, малогабаритных комплектующих деталей и изделий, от наличия которых зависит все производство. Иногда возникает потребность использования специальных самолетов высокой грузоподъемности для доставки в труднодоступные районы тяжелой техники и конструкций.

Особое место в транспортном обеспечении международной торговли занимает морской транспорт. Он ориентирован на установление устойчивых торговых связей между государствами, находящимися на разных континентах.

Морским транспортом выполняется около половины всех экспортно-импортных перевозок. Он тесно взаимодействует с другими видами транспорта, особенно с железнодорожным, что проявляется в широком распространении прямых смешанных перевозок по варианту "судно-вагон".

В морских портах, расположенных в устьях рек, морской транспорт тесно сотрудничает с речным. Наметилась тенденция к активизации отношений между морским и автомобильным видами транспорта.

Основным недостатком морского транспорта является его зависимость от погодных условий и существование в связи с этим рисков повреждения и даже гибели грузов.

Что касается речного транспорта, то для обеспечения международной торговли он используется не столь широко, как другие виды транспорта, в силу ограниченного числа государств, связанных между собой речными артериями. Вторым сдерживающим фактором является сезонность эксплуатации рек и озер. Тем не менее значительная грузоподъемность речных судов, относительно невысокие затраты при транспортировке грузов, использование судов "река-море" позволяет речному транспорту занять свое место на международном рынке транспортных услуг.

Поскольку транспортный фактор заметно влияет на контрактные цены в любой сфере внешнеэкономической деятельности, ее участникам важно хорошо ориентироваться в процессах, происходящих на рынке транспортных услуг, уметь выбрать наиболее оптимальные транспортные условия в целях обеспечения эффективности внешнеэкономических операций. Для этого экспортерам и импортерам, грузоотправителям и грузополучателям необходимо знать международные конвенции и соглашения в области транспорта, транспортное законодательство отдельных стран, положения и правила, регламентирующие международные перевозки. Им должны быть известны технико-эксплуатационные характеристики транспортных средств, возможности и особенности отдельных видов транспорта. Они должны хорошо представлять составляющие транспортного обслуживания, формы и организационные основы управления перевозными процессами.

Все это – залог оптимизации транспортного фактора во внешнеэкономической деятельности, и прежде всего в международной торговле. Сам по себе транспортный фактор проявляется в воздействии транспортного обеспечения на международную торговлю и ее конечные результаты.

Транспортное обеспечение международных торговых сделок – это сложная разноуровневая система, которая включает экономические, правовые, организационные, управленческие, технологические элементы, связанные с подготовкой и перемещением между пунктами разных государств объектов товаров перевозки.

Экономические элементы транспортного обеспечения международной торговли оказывают существенное влияние на стоимость международных контрактов. Они находят отражение в той части международных контрактов, которая связана с расходами на транспортировку товара и именуется транспортными условиями. Затраты на транспортировку товара включают не только стоимость собственно его перевозки, но и такие обусловленные пересечением границы издержки, как налоги, сборы, пошлины.

Очевидно, что экономические основы транспортного обеспечения международной торговли требуют оптимизации всех связанных с этим обеспечением ресурсов. Поэтому актуальной является реализация задач регулирования ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте, осуществления гибкой таможенной политики. Кроме того, большое значение имеет поддержание стабильной тенденции, направленной на минимизацию пограничных сборов. Наконец, еще одна составляющая оптимизации затрат на транспортное обеспечение в международной торговле – это щадящая налоговая политика в отношении перевозчиков.

Под правовыми элементами транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности подразумевается регулирование всей системы транспортных услуг. Оно осуществляется международными конвенциями и соглашениями, внутренним законодательством государств, правовыми обычаями государств, портов, соглашениями международных транспортных организаций, договорами, заключаемыми перевозчиками и грузоотправителями.

Организационно-управленческие элементы транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности – это составная часть транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности, включающая как систему международных транспортных организаций, которые разрабатывают предложения по введению в действие транспортных линий, создают проформы транспортных документов, так и действия управленческих структур транспортных организаций-перевозчиков. Кроме того, к ним относится такая существенная часть, без которой невозможно управление, как информационное обеспечение транспортной деятельности на международном рынке транспортных услуг.

Что касается технологических элементов транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности, то это транспортно-технологические системы перевозок: контейнерная, пакетная, трейлерная, лихтеровозная, кассетная, комбинированная и некоторые другие, имеющие целью внедрение прогрессивных способов перевозки грузов для повышения экономичности и качества транспортных услуг.

Не менее важны в транспортном обеспечении внешнеэкономической деятельности технические элементы. К ним относятся технические условия перевозки: температурный режим, атмосферное давление, вибрационные перегрузки и т.п., технические параметры транспортных средств и их соответствие характеристикам перевозимых грузов. Наконец, это вопросы технической исправности транспортных средств, подготовленности их к выполнению рейсов.

Главная задача технических элементов заключается в защите грузов от повреждений, изменений их качества при транспортировке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении.