Лекция 4. Правовое регулирование публичного финансового контроля

Публичный финансовый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, а в ряде случаев и организаций, реализующих публичный интерес за соблюдением законности в процессе собирания, распределения и использования публичных денежных фондов.

Существование публичного финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Эта функция обеспечивается слежением за собиранием, распределением и использованием, главным образом, государством и муниципальными образованиями денежных средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В связи с этим публичный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно: на стадиях собирания, распределения и использования денежных средств.

Непосредственной целью публичного финансового контроля является, главным образом, обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств и др.

В широком понимании целью государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой политики, создание эффективного финансового механизма.

ОГЛАВЛЕНИЕм публичного финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и другими субъектами, направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Конкретно публичный финансовый контроль состоит:

• в проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

• проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

• проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

• проверках правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

• ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

Публичный финансовый контроль отличается от экологического, различных видов технического контроля по объекту. Объектом публичного финансового контроля является не состояние окружающей природной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом публичного финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

С юридической точки зрения публичный финансовый контроль представляет собой подотрасль финансового права, которая является комплексной. Она включает в себя нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, нормы, регулирующие бюджетный контроль являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, валютного регулирования и т.д. являются, соответственно, составными частями налогового права как подотрасли права финансового, финансово-правового института валютного регулирования и т.д.

Кроме того, в подотрасль государственного и муниципального финансового контроля включаются и нормы финансового права, "регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов"[1].